Изразцы нашли в траншее
Любители считают, что обнаружили мастерскую Полубеса - мастера XVII векаВ центре Москвы, на Гончарной улице (с 1922 по 1992 годы - улица Володарского), где ремонтируют теплотрассу, археологи-любители нашли в траншее керамические изразцы XVII века. Одну из коллекций собрал искусствовед Илья Боровиков, который уверен, что все предметы изготовлены в мастерской известного московского мастера Степана Полубеса. Пока официальных заявлений археологов о сенсационной находке нет, МОСЛЕНТА пообщалась с «археозавром», как он сам себя называет.
Два пакета сокровищ
О своей находке Илья Боровиков рассказал в Facebook. «Приятно, когда поутру балкон чуть не отрывается от награбленного!» – так он подписал одну из фотографий.
Вес клада немного преувеличен. «Балкон, конечно, целый, но он у меня маленький - если два пакета разложить, он и заполнится. Это не очень много. Я выходил дважды, оба раза возвращался на метро. Сколько человек может унести спокойно, столько я и взял», - признался Илья. По образованию он искусствовед, а археология - его хобби.
В этот раз раскопки стали почти спасательной операцией. На Гончарную улицу, рядом со станцией метро «Таганская-кольцевая», зашла тяжёлая техника - ремонтировать теплотрассу. Днём рабочие вырыли траншею, а вечером и ночью знатоки столицы внимательно изучали отвалы - с познавательными целями. Несколько веков назад на этом месте была Гончарная Слобода (отсюда - и название улицы), и именно здесь делали изразцы, которыми облицовывали храмы и печи. Не зря изучали: им удалось обнаружить глиняные раритеты XVII века. Причём обнаружить в буквальном смысле слова под ногами прохожих.
«Городу тысяча лет, и все коммуникации лежат в земле. Их нужно менять, а при ремонтных работах задевание культурного слоя неизбежно. Очень многое выбрасывается, и люди берут на память черепки. Почему бы и нет? Найти пару кусочков может каждый, если внимательно посмотрит под ноги. Только места знать надо», - пояснил Илья. Он уверен, что состава преступления в этом нет.
Кусочки, попавшиеся самому искусствоведу, он сравнивает с работами известного мастера Степана Полубеса. У него была своя мастерская, которая принимала участие в оформлении местной церкви - храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Сенсация ли?
Илья Боровиков хоть и подчёркивает, что он не археолог, но считает, что ему удалось найти мастерскую известного мастера. «Подержаться за изразец выделки Полубеса – ну точно поиграть на скрипке Страдивари или выстрелить из маузера Дзержинского. А уж найти...» - написал он.
Идентифицировать находку как изразечную мастерскую Полубеса удалось по обнаруженным рельефам - они оказались точными копиями сохранившихся изразцов его авторства, например, в Тихвинской церкви. И том же храме на Гончарах.
Кроме того, среди находок Ильи оказалась изразечная форма - единственная целиком сохранившаяся форма XVII века, да ещё с необычным орнаментом. Один из знакомых экспертов искусствоведа увидел в изображении образ самого мастера - «рожа какого-то чёрта с рогами, зашифрованная под ягодки и стебельки». Аналогия на поверхности - Полубес и чёрт. Но пока это только предположение.
«Когда-то он изготовил для себя, под страшным секретом, личную модель изразца, введя в орнамент иероглиф собственного имени... Скорее всего, впоследствии эти изразцы (если они были сделаны) и еретическая форма для них были со страхом уничтожены и выброшены», - предположил Илья.
Уникальность находок подтверждает то, что даже в музейной «Мастерской Полубеса» сохнущие заготовки - муляж, так как раньше профессиональным москвоведам даже обломки попадались редко, не говоря о целых изразцах. А находки Боровикова прекрасно сохранились - некоторые выглядят так, будто сделаны сегодня, а не 350 лет назад.
«На самом деле, это достаточно типовая продукция XVII века. То есть не какие-то единичные экземпляры, а штамповые предметы, - пояснил искусствовед. - И интерес не в том, что они уникальные, а в том, что они прослеживаются по московским архитектурным декорациям этого времени, по печам, которые сохранились. Аналогов как раз известно очень много. Но интерес в том, что мастерская, выпускавшая этот декор, пока что археологами не обнаружена».
Нужно делиться
Несмотря на то, что любители-археологи бродят по Гончарной улице всё лето, официальные научные учреждения публично интерес пока не проявили. Считается, что во время строительства высотки на Котельнической набережной Гончарная Слобода была хорошо изучена, и секретов в Московской земле осталось мало. Очень мало.
«Вообще на этой яме было много всяких людей. Про неё многие знали. Просто повезло мне, потому что наткнулся на некое гнездо изразцов, которое ещё не было разбросано при работах, - рассказал Илья. - Я говорю - много, но надо понимать, что это - в пределах десяти человек. Потому что, по большому счёту, это никому не нужно. И так было всегда!».
При этом искусствовед не сомневается, что официальные работы будут проведены, потому что так положено. Тем более, найденное - лишь малая часть культурного слоя, причём там, где три с половиной века назад работало крупнейшее производство керамики Белокаменной.
Если музеи заинтересуются находками, Илья готов их отдать, потому что считает их общим достоянием. «Конечно, я бы хотел какую-то часть хотя бы временно подержать у себя. Буду писать натюрморты, фотографировать, показывать друзьям», - добавил он.
Кстати, принять участие в сохранении национального наследия, посмотрев под ноги, можно не только в центре города. Например, в Коломенском легко найти аммониты (это окаменевшие моллюски, вымершие около 60 млн лет назад), а в районе Ленинского проспекта на улице Вавилова, где в XIX веке были городские свалки, - всевозможные пузырьки с изображением орла.
Говорят, любознательство такое затяивает. Почти как рыбалка или даже охота.