«Когда исчез череп Гоголя, неизвестно». Истории и легенды Новодевичьего кладбища
«Связь между умершими и живыми была более тесной»
Изначально во всех российских городах и селах людей хоронили на территории церкви прихода, к которому они были приписаны. Москвичи нередко из двора своего дома могли видеть могилы родственников на соседнем кладбище при храме. А навещать их имели возможность каждый раз, когда ходили в церковь. Связь между умершими и живыми была более тесной, и память была более осязаемой, потому что кладбище находилось совсем неподалеку. Так что могилы своих родственников люди видели гораздо чаще, чем мы сегодня.
Но во время эпидемии чумы 1771-1772 годов по указу Екатерины II хоронить в черте города было запрещено. Новые кладбища, в том числе Введенское и Ваганьковское, были учреждены за границей Москвы, вдоль Камер-Коллежского вала. Но и тогда посещать их было проще, чем сейчас, когда часто надо потратить полдня, чтобы доехать до места, где похоронены близкие.
«Монастырь превратился в своеобразную тюрьму»
Чтобы понять, почему именно Новодевичье кладбище стало главным некрополем Москвы, надо хотя бы в общих чертах представлять себе историю монастыря, при котором оно образовалось.
Временем основания Новодевичьего монастыря считается 1524 год, когда был заложен Смоленский собор. Василий III построил его по обету, в память о возвращении из Смоленска, который долго находился под поляками и литовцами. Постепенно вокруг собора образовалась женская обитель, предназначенная для пребывания там привилегированных представительниц нашего общества. Например, некоторое время там прожила Ирина Годунова.
Затем Новодевичий монастырь превратился в своеобразную тюрьму, место заключения для представительниц тех же привилегированных классов. Самой известной его узницей была сестра Петра I, царевна Софья, которая достаточно долго прожила там в заключении.
Разумеется, со временем при монастыре образовалось кладбище, где первоначально хоронили его послушниц и монахинь, а затем — представителей княжеских и боярских семей.
В начале XIX века там уже хоронили дворян. Одно из первых почитаемых захоронений на Новодевичьем — могила поэта и легендарного героя войны 1812 года Дениса Давыдова. Уже к середине XIX века на этом кладбище появляются могилы купцов и интеллигенции.
«Участок первого разряда стоил 1000 рублей»
Похоронить на Новодевичьем кладбище стоило довольно дорого: участок первого разряда стоил до революции 1000 рублей, второго разряда — 500 рублей и самого дешевого третьего разряда — 300 рублей. Тем не менее желающих упокоить своих близких на Новодевичьем кладбище становилось все больше, и в 1898 году его территорию решили расширить. Для этого к нему присоединили два гектара земли бывших монастырских огородов, находившихся к югу от монастырской стены.
Эта новая территория была благоустроена по проекту архитекторов Ивана Машкова и Сергея Родионова. Ее обнесли кирпичной оградой с башнями, примкнувшей к монастырским стенам. И с 1904 года начали хоронить уже на этой территории, которая сейчас является частью Новодевичьего некрополя.
В 1922 году Новодевичий монастырь закрыли, и там разместился музей раскрепощения женщины. Некрополь, располагавшийся внутри монастыря, начали активно уничтожать. Родственникам было предложено перенести могилы на новую территорию или на другие кладбища.
«3000 могил были уничтожены»
На момент закрытия на территории монастыря находились порядка 3000 могил, и почти все они были уничтожены. На современное Новодевичье кладбище перенесли всего 16 захоронений, среди них — могилы Антона Павловича Чехова и его отца. Остальные памятники некрополя разрешили разобрать всем желающим. Кто угодно мог прийти, забрать надгробие, установленное в XIX веке, перебить надпись и поставить его на новой могиле.
В 1934 году ситуация несколько изменилась: разграбление старых памятников прекратилось, и некрополь даже решили восстановить. Была проведена большая работа: восстановили порядка 90 памятников на основе фотографий и воспоминаний родственников тех покойных, чьи могилы были разорены. Понятно, что это ничтожная часть захоронений, которые располагались там изначально.
После революции по решению Центрального Комитета партии на территории нового Новодевичьего кладбища стали хоронить советскую элиту. Таких людей с особыми заслугами перед новой властью становилось все больше, и в 1949 году территорию кладбища еще раз расширили, в направлении к югу от монастыря. Увеличили ее практически в два раза, добавив участки с пятого по восьмой.
Тогда как старая территория — это участки с первого по четвертый. В середине 1950-х новую территорию также обнесли стенами, сделали ворота и построили служебные помещения. Там тоже стали хоронить выдающихся представителей советского общества.
В конце 1970-х произошло очередное расширение территории кладбища, присоединили участки с 9 по 11, где похоронены многие известные деятели культуры, знаменитые артисты и режиссеры. И сейчас там тоже продолжается захоронение нашей уходящей творческой интеллигенции.
Новодевичье кладбище интересно еще и тем, что там очень много могил людей, живших еще до революции и изначально похороненных в других местах. Дело в том, что в советское время кладбища при многих монастырях были закрыты, и могилы наиболее известных личностей оттуда переносили на Новодевичье. Вот почему именно на этом московском кладбище мы видим огромное количество надгробий выдающихся людей разных эпох.
«При каких обстоятельствах череп исчез, никому неизвестно»
Одна из самых невероятных историй на Новодевичьем кладбище связана с могилой Гоголя.
Первоначально Николай Васильевич был похоронен на кладбище Данилова монастыря. Первым памятником на его могиле был камень-валун, который по заказу Сергея Аксакова доставили из Крыма. На этом камне-голгофе установили шестиконечный крест, как было принято в то время. Спустя некоторое время появился и саркофаг из черного мрамора, на боковых гранях которого помещались извлечения из библейских текстов.
Этот памятник простоял на кладбище Данилова монастыря до мая 1931 года, когда оно вместе с монастырем было закрыто. Там собирались организовать приемник для несовершеннолетних правонарушителей. Многие захоронения были уничтожены, а могилы выдающихся людей, среди них были захоронения Гоголя, Языкова и Хомякова, перенесли на Новодевичье. Памятник Павла Третьякова тоже был перенесен сюда с Даниловского кладбища, где у купцов Третьяковых был семейный некрополь. Перезахоронили на Новодевичьем их всех, но памятник оставили только один.
С перезахоронением останков Гоголя связана одна из московских мистических историй — легенда, которую писатель Владимир Лидин тем не менее приводит в своих воспоминаниях как реальное событие. Он присутствовал на извлечении могилы Николая Васильевича и описал все, что видел.
Во-первых, оказалось, что могила находится на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. И когда ее начали раскапывать, то наткнулись на кирпичный склеп необычайной прочности. Вскрывали его очень долго, с утра и до самого вечера. Когда могила была наконец вскрыта, оказалось, что в гробу отсутствует череп. То есть останки Гоголя начинались с шейных позвонков. Когда и при каких обстоятельствах череп исчез, неизвестно. Сам Лидин пишет, что впоследствии слышал легенду о том, как в 1909 году, когда к столетию Николая Васильевича проводили реставрацию его могилы, создатель Театрального музея Алексей Бахрушин будто бы подговорил монахов Данилова монастыря, чтобы они добыли для него череп Гоголя. И якобы они передали его Алексею Александровичу, так что теперь он хранится в Бахрушинском музее, где среди прочих экспонатов есть три безымянных черепа.
Я склонна считать, что это все — легендарные истории. Источник у них только один — Лидин, который, кстати, тоже похоронен на Новодевичьем кладбище, недалеко от могилы Гоголя.
Изложенная им легенда продолжила жить, обрастать дополнительными подробностями и даже видоизменяться. Например, появилась история о том, что, когда вскрыли могилу Гоголя, его голова якобы была повернута набок, из чего сделали вывод, что похоронили его живым, впавшим в летаргический сон. В общем, мистических историй, связанных с могилой Гоголя, много.
На этом злоключения могилы Николая Васильевича не закончились. После перенесения на Новодевичье кладбище она просуществовала там с историческим надгробием до 1952 года, когда началась новая волна преобразований.
К столетию со дня смерти писателя поменяли памятник на Гоголевском, бывшем Пречистенском, бульваре. Вместо памятника авторства Николая Андреева — сидящего печального Гоголя в шинели — поставили новый, «веселый» памятник авторства Николая Томского, который мы видим на бульваре и сегодня. Такая же история произошла и на Новодевичьем кладбище: вместо старого памятника с портретом-медальоном на оградке, выполненным Николаем Андреевым, установили бюст Гоголя работы Николая Томского.
На пьедестале, как и на новом памятнике на бульваре, было выбито посвящение: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза. 2 марта 1952 года».
Несколько лет назад этот памятник убрали, а на прежнее место водрузили камень-голгофу. Теперь там, как и прежде, стоят крест и мраморный саркофаг. Но это совсем не та голгофа, которая первоначально располагалась на могиле Гоголя.
«Камень нашла вдова Булгакова»
Когда в 1952 году устанавливали новый памятник, голгофу выбросили на задворки кладбища. Там этот камень нашла вдова Михаила Афанасьевича Булгакова, Елена Сергеевна. После смерти писателя до начала 1950-х годов на его могиле, которая тоже находится на Новодевичьем, совсем неподалеку от могилы Гоголя, не было ни креста, ни камня. Объяснялось это тем, что Елена Сергеевна никак не могла найти подходящую плиту или камень.
Она нередко прогуливалась по Новодевичьему кладбищу, познакомилась с гранильщиками. И они показали ей в глубокой яме среди обломков мрамора старых памятников огромный черный камень, объяснив, что это голгофа с могилы Гоголя. И тогда Елена Сергеевна поняла, что это именно то, что она искала.
Дело в том, что Булгаков считал Гоголя своим учителем. В одном из писем другу он написал, говоря о Николае Васильевиче: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью». По сути это и произошло, когда голгофу с могилы Гоголя установили на могиле Булгакова.
«Выкопала лунку и высыпала в нее горстку пепла»
Рядом с могилой Третьяковых находится надгробный памятник Маяковскому. Когда смотришь на него, понимаешь, что он очень сильно похож на памятник на Триумфальной площади. Объясняется это просто — их автором является один скульптор, Александр Кибальников.
Интересно, что рядом с могилой Маяковского захоронена частичка праха его любимой женщины, которая умерла в Соединенных Штатах Америки. История за этим стоит следующая: в 1920-х годах к нам в Россию с миссией помощи голодающим Поволжья приезжал англичанин Джонс. Здесь он влюбился в молодую красивую девушку Елизавету Зиберт. Она стала его женой, Элли Джонс, и они уехали из России вместе.
Когда в 1925 году Маяковский был в США, его друг, Давид Бурлюк, попросил Элли Джонс стать переводчицей поэта. Они много общались и полюбили друг друга.
Когда Маяковский покидал Америку, он уже знал, что у него должен родиться ребенок. Свою дочь, существование которой сохранялось в тайне, он видел лишь дважды, когда нелегально встречался с Элли Джонс во Франции.
Когда в 1993 году отмечался столетний юбилей со дня рождения Владимира Маяковского, в Москву приезжала его внебрачная дочь Элен Патриция Томпсон с сыном, посетили они и Новодевичье кладбище. Рядом с надгробной плитой Маяковского Элен Патриция выкопала небольшую лунку, достала из сумочки пакет и высыпала в эту лунку горстку праха своей матери. Так она выполнила предсмертную волю Элли Джонс.
«Сталин приезжал на могилу жены ночью»
У Сталиных, конечно, самый большой участок на Новодевичьем кладбище. Там захоронены 12 человек, имевших прямое или косвенное отношение к Иосифу Виссарионовичу: это и родители его жены Аллилуевой, и другие родственники.
Самое интересное из этих захоронений — могила застрелившейся Надежды Аллилуевой, которая была похоронена первой. Автором надгробия с согласия Сталина стал скульптор Иван Шадр, которого все мы знаем по работам «Девушка с веслом» и «Булыжник — оружие пролетариата».
Создавая скульптуру для этого надгробия, Шадр проявил себя как прекрасный мастер мемориальной пластики. Подлинник этого памятника находится в Третьяковской галерее, а на кладбище — копия, выполненная скульптором Владимиром Цигалем.
Замысел Шадра мы не видим в полном воплощении. Ведь первоначально надгробие Аллилуевой являлось составной частью памятника-сада. Вокруг надгробия были высажены березы и плакучие ивы, стояла мраморная скамейка, над которой устроили трельяж из вьющихся роз. Рядом с могилой разбили зеленый газон и неподалеку от памятника вырыли небольшой квадратный бассейн с неподвижным прозрачным водным стеклом. Это было место уединения, размышлений, которые навевали мысли о жизни и смерти.
Эту могилу посещал Сталин. По легенде он приезжал на кладбище ночью, и рядом с этим захоронением в стене некрополя для него даже был сделан специальный въезд. И сегодня немного наискосок от семейного захоронения Сталиных существуют ворота, которые всегда закрыты.
Когда позже здесь стали хоронить других родственников Аллилуевой, деревья постепенно вырубили, пруд и газон исчезли. Сейчас это захоронение очень плотно заставлено мемориальными досками.
«Шекспировские страсти»
Совсем неподалеку от мемориала, посвященного Сталиным-Аллилуевым, располагаются мало кому известные могилы, в которых похоронены представители семей Шахуриных и Уманских. Скорее всего, их имена были бы известны только родственникам и историкам этого периода, но так получилось, что в этих семьях разыгрались буквально шекспировские страсти, о которых помнят и по сей день.
Дело в том, что Володя Шахурин и Нина Уманская знали друг друга с самого детства. Они учились в одной школе и были влюблены друг в друга. В мае 1943 года отец Нины, дипломат Константин Уманский, получил назначение в Мексику и собирался выехать туда вместе с семьей.
Володя был сыном Алексея Шахурина — на тот момент занимавшего должность наркома авиационной промышленности. Когда Нина рассказала о предстоящем отъезде Володе, тот страшно расстроился. Он умолял ее остаться, но девушка ничего не могла поделать и объясняла ему, что должна уехать. И вот накануне отъезда Уманских Володя назначил Нине последнюю встречу на гранитной лестнице Большого каменного моста рядом с Домом на набережной, где жила ее семья. Когда молодые люди встретились, между ними состоялся разговор, Володя еще раз попытался уговорить Нину остаться, но, видимо, безуспешно. Тогда в порыве гнева он выхватил пистолет, который принес с собой, застрелил любимую девушку, а затем выстрелил в себя. Нина скончалась на месте, Володя умер через двое суток.
Судьба родителей Володи и Нины в дальнейшем тоже сложилась трагично. Константин Уманский в 1945 году погиб вместе с женой. Самолет, на котором они вылетели на новое место его дипломатической службы, в Коста-Рику, по неизвестным причинам загорелся сразу после взлета и рухнул на землю. Все, кто находились на борту, погибли.
Судьбу отца Володи тоже нельзя назвать благополучной. В годы войны он выполнял очень сложные задачи: руководил эвакуацией авиационных предприятий за Урал, организовывал работы по увеличению количества выпускавшихся самолетов. Но в 1946 году его вывели из состава Центрального Комитета партии и арестовали.
Существует версия, что причиной тому послужили слова сына Сталина, Василия, о том, что американские самолеты лучше советских. Началась кампания против деятелей авиационной промышленности, и отца Володи приговорили к семи годам лишения свободы «за злоупотребление властью при особо отягчающих обстоятельствах. За выпуск нестандартной, некомплектной, некачественной продукции».
Алексей Шахурин отсидел до 1953 года, а вскоре после смерти Сталина был освобожден и назначен заместителем министра авиационной промышленности. Прожил он до 1975 года.
Удивительно, но эти две семьи все-таки объединились, хотя и после смерти: и Шахурины, и Уманские покоятся рядом, на Новодевичьем кладбище.
«Памятник пригодился, когда Шаляпина перезахоронили»
Еще одна удивительная история стоит за могилой Шаляпина, перенесенной сюда из Парижа.
Мы знаем, что после революции Федор Иванович был вознесен на пьедестал советским правительством и в 1918 году первым получил звание Народного артиста республики. Но затем, когда он находился за границей на гастролях и на лечении, произошла история, которая все кардинально поменяла. Видя бедственное положение наших эмигрантов, он дал 5000 франков священнику Александро-Невского собора в Париже с просьбой распределить эти деньги среди нуждающихся.
Эта история страшно возмутила советские власти. Пошла волна критики и откровенной травли Шаляпина. В августе 1927 года его лишили звания Народного артиста. Шаляпин понял, что в такой ситуации возвращаться не следует, и остался во Франции, где и умер через 11 лет. Отпевали его в том же Александро-Невском соборе и похоронили на кладбище Батиньоль.
Попытки перенести прах Шаляпина в Россию и захоронить его на Новодевичьем кладбище предпринимались еще в 1975 году. Но тогда все закончилось неудачно: дело в том, что по законам Франции перенести прах на новое место можно только с согласия всех потомков. Все дети Шаляпина и от первого, и от второго брака не возражали. И только одна из дочерей от второго брака, графиня Шувалова, поставила условие: вы мне хотя бы частично компенсируете то, что большевики после революции реквизировали у моего мужа, а я за это дам разрешение на перенос праха отца.
Переговоры зашли в тупик. Вопрос был снят только в 1984 году, когда она умерла. Тогда и состоялся перенос гроба с телом Шаляпина в Москву, где он был погребен на Новодевичьем кладбище.
Интересная история связана и с прекрасным памятником, который стоит на могиле Шаляпина. Изначально он не предназначался для могилы. Скульптор Елецкий сделал его по заказу Министерства культуры к юбилею Большого театра, чтобы установить его там в фойе. Но оказалось, что весит скульптура почти пять тонн, и перекрытия ее вес не выдержат. Так что почти восемь лет она простояла в запаснике.
Памятник пригодился, когда Шаляпина перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Его установили на могиле, где он выглядит очень достойно.
Интересно, что на бывшей могиле Шаляпина на парижском кладбище Ботиньоль стоит мраморный православный крест, который находился там и до перезахоронения певца. Сейчас под ним находится только прах второй жены Шаляпина, Марии Валентиновны. Однако надпись на памятнике по-прежнему указывает, что в этой могиле похоронен и Федор Иванович. Такие памятники, которые устанавливаются как символическое надгробие, под которым нет захоронения, называются кенотафами.
На Новодевичьем есть своя история про кенотаф, установлен он якобы над могилой Юлиана Семенова. Там стоят две глыбы, под одной из которых похоронен его отец, Семен Ляндрес, — известный журналист, занимавший видные посты в газете «Известия» и бывший одно время главным редактором издательства «Иностранная Литература». Он тоже оказался репрессирован, но выжил и вернулся к активной деятельности.
Вторая большая глыба, установленная рядом — это памятник его сыну, Юлиану Семенову. Считалось, что это кенотаф, потому что сам прах по его завещанию был развеян в Крыму. Но дочь писателя, Дарья Семенова, эту информацию опровергает и говорит о том, что лично закопала урну с прахом отца в том месте на Новодевичьем кладбище, где впоследствии была установлена надгробная плита. Так что это не кенотаф, а подлинное захоронение.
«Программа «Найти человека», которую вела Агния Барто»
Интересна могила Агнии Барто, на которой в 1980-х постоянно можно было видеть цветы. Все мы знаем ее, как автора детских стихов. Но мало кто теперь знает, что она вела колоссальную работу по поиску детей, пропавших в годы Великой Отечественной войны.
В 1947 году она написала поэму «Звенигород», в которой рассказывала о детях, которые во время войны остались без родителей и воспитывались в детских домах. Однажды эту поэму прочитала простая женщина, уборщица из Караганды, которая потеряла в годы войны дочку. Она написала Барто письмо с просьбой помочь найти ее ребенка. Через несколько месяцев эту девочку нашли, ей в то время было уже 18 лет, и семья воссоединилась.
Об этой истории рассказал журнал «Огонек» и многие газеты, после чего вал писем пошел на имя Барто — родители просили найти детей, потерявшихся в годы войны. Письма подписывали просто: Москва, Агнии Барто.
В результате этого родилась передача «Найти человека», которая девять лет выходила на радио «Маяк». Благодаря этой передаче и Агнии Львовне Барто, которая очень серьезно занялась поисковой работой, было найдено 927 детей. Так что передача «Жди меня», которая идет у нас сейчас по телевидению, — это своеобразное продолжение радиопрограммы «Найти человека», которую когда-то вела Барто.
«Робинзон Крузо похоронен на Новодевичьем кладбище»
В конце я хотела бы рассказать историю, которая мало кому известна и при этом совершено уникальна. На вопрос: «Где похоронен Робинзон Крузо» абсолютное большинство ответит молчанием и удивленным взглядом. Прообраз героя Дефо, шотландский моряк Александр Селькирк, похоронен в море у берегов Западной Африки. Но как может существовать могила у литературного героя?
Так вот, Робинзон Крузо похоронен на Новодевичьем кладбище. В стене некрополя покоится прах, конечно, не героя Даниэля Дефо, а абсолютно реального человека, Николая Николаевича Робинзона-Крузо.
История следующая: в конце XIX века крестьянский сын Николай Фокин, бывший церковным служкой при монастыре, находившемся неподалеку от уездного города Череповца, сбежал в Архангельск. Там он поступил на торговое судно, где стал сначала юнгой, а потом матросом.
Во время одного дальнего плавания Николая вместе еще с несколькими матросами отправили в шлюпке к острову, который виднелся неподалеку от корабля, чтобы набрать воды. Но неожиданно начался шторм. Лодку перевернуло, и Фокин вместе со своими товарищами вплавь добрался до острова, на котором они просидели трое суток. Корабль в это время не мог подойти и забрать их из-за сильного шторма.
Когда матросы вернулись на корабль, капитан, который, похоже, обладал своеобразным чувством юмора, выписал Николаю документ на новую фамилию: Робинзон-Крузо.
В дальнейшем Николай Федорович Робинзон-Крузо обзавелся большой семьей. Один из его сыновей, Николай Николаевич, стал впоследствии оперным певцом, выступал на сцене Большого театра. Именно этот Робинзон-Крузо и захоронен в стене Новодевичьего кладбища.
Научные сотрудники Музея Москвы проводят экскурсии по Новодевичьему и Введенскому (Немецкому) кладбищам Москвы. Расписание экскурсий публикуется здесь.