Аудиопроменад от кладбища до Генпрокуратуры
МОСЛЕНТА с Remote X исследовала городское пространство по немецкому рецептуНемецкие режиссеры Штефан Кэги, Хельгард Хауг и Даниэль Ветцель запустили в Москве проект Remote Moscow — за лето они планируют провести в столице около сотни «спектаклей-прогулок». Проект Remote X существует уже два года, за это время он успел обойти 19 крупных городов, включая российский Санкт-Петербург. Экскурсия во всех городах неизменно начинается на кладбище, а заканчивается на крыше. МОСЛЕНТЕ удалось попасть в один из первых заходов и на себе ощутить, что такое «социальный эксперимент» и «групповое исследование городского пространства» на немецкий манер.
###Ноги под землей
Путешествие началось на Миусском кладбище в Марьиной роще. В назначенном месте, у входа, нас ждал столик с наушниками и проездными на метро. Двое молодых людей отмечали по списку вновь прибывших, давали подписать бумагу о том, что если нас собьет машина или случится еще что-то страшное, мы предупреждены, отвечаем за себя сами и претензий к конторе не имеем, и выдавали реквизит. По отмашке мы надели наушники и началось...
Первым делом нам предложили разбрестись по могилам — выбрать себе понравившуюся и стоять возле нее, представляя себя на месте усопшего. Закончив, мы двинулись по главной алле.
Голос в наушниках, представившийся Миленой, энергично давил на мозг, предлагая представить ноги покойников, которые, по ее мнению, под землей непременно переплетены. «Вам бы так понравилось лежать? А ведь эти люди в жизни даже не знали друг друга!» — переживала Милена. Нам сразу стало как-то неприятно от мысли о необходимости переплетаться в будущем с чужими ногами.
Да и в целом фантазии о собственном тлении быстро начали действовать на нервы. Вспомнился преподаватель из МГУ, который когда-то учил студентов основам журналистики: «Читателя и зрителя интересуют только две вещи — секс и смерть! Их и эксплуатируйте».
Теплилась надежда, что эксплуатация темы смерти скоро закончится, и мы перейдем к теме секса. И переплетемся ногами в фантазиях с кем угодно, но только не с покойниками на Миусском кладбище. «Вот вы выходите из мира мертвых в мир живых», — сообщил голос в наушниках, когда кладбище, наконец, закончилось. Все обрадовались, но не тут-то было…
###Снова под землю
Проведя нас по Савеловскому рынку, Милена снова предложила «спуститься под землю» — на этот раз не в фантазиях о смерти, а просто в метро.
«Вы идете вниз, это ваше подсознание», — внушал голос. В нос ударил запах мочи.
Нам предложили пробежаться по эскалатору. Причем наверх. Кто побежит, тот будет здоров и не скоро отправится переплетаться ногами. Те, кто поехал наверх, а не побежал, скоро будут на кладбище, пообещала Милена.
Тем временем начала прорисовываться тема секса. Голос предложил присмотреться к другим участникам «стаи». В нашей стае, к моему удивлению, оказалось непропорционально много женщин, питавших друг к другу нежные чувства. Они шли парами, ласково держа друг друга за руки. Также в нашу группу входили молодые хипстеры и одна хипстерша-пенсионерка.
«Посмотрите на зад тех, кто идет впереди вас. Возможно, они уже поизносились, на них уже заметны следы увядания», — затянул голос в наушниках старую песню, скоро будете переплетаться ногами. Как назло, в этот момент впереди шла молодая упитанная девица, которая, если верить Милене, уже начала увядать.
К концу первого часа тема смерти настолько затуманила мозг, что оставалось пристроиться за парой юных дев лет 18-ти: в начале экскурсии они радостно смеялись и помирать не собирались. Но не тут-то было, голос в наушниках добил и их — обнаружилось, что за время экскурсии даже они как-то сникли. И лица у них как будто отекли. Девчонки ссутулились и загрустили — тащили сумки за собой, как на тот свет.
###Фото с покойниками
Наконец, голос подвел нас к зеркалу возле будки с охранником. Нам было велено срочно доставать фотоаппараты и фотографироваться — мы ведь помрем. «А так у вас останется фото на память», — обрадовал голос.
Экскурсия все никак не заканчивалась. Раз мы еще не умерли, то каждому надо достать из сумки необычную вещь, поднять ее над головой и идти к Генпрокуратуре — так мы устроим демонстрацию. «Свободу! Свободу!» — закричали какие-то новые голоса в наушниках.
«Что это у вас???» — спрашивали прохожие. Стая махала над головой телефонами, записными книжками и плеерами. «У нас тут это… Экскурсия…» — объясняла я любопытным. Потом стая откушала в монастыре пирожок. Станцевала на площади. Поднялась на крышу ЦУМа.
«Подойдите к перилам… Теперь отойдите, уступите место вновь прибывающим…» — вещал голос. «Фигушки», — подумала я и крепче вцепилась в перила. Намек понят — пора переплетаться.
Тут голос попрощался с нами. Это был конец. Нам велели сдать наушники и выданные в начале экскурсии проездные на метро…
После экскурсии осталось странное ощущение. С одной стороны, неистребимое у русского человека чувство превосходства над западным примитивизмом: наши бы чего-нибудь похитроумней изобрели, а не долбили 100 минут про неотвратимость смерти. С другой стороны, спектакль-экскурсия оставил в душе теплое и уютное ощущение другого мира. Не того мира, который на Миусском кладбище. Этот другой мир ощущается в Мюнхене, Берлине, Париже, Сиэтле... Это воздух свободы и радости жизни, он есть почти везде.
Аделаида Сигида