«Брежнев любил целоваться взасос». Как менялось отношение москвичей к поцелуям на людях и публичной страсти
Про балы, церкви и единственную возможность целоваться прилюдно
В XIX веке поцелуев в общественных местах быть не могло, если мы говорим о дворянском, аристократическом сословии.
Слово «этикет» имело вес, и, нарушая его, можно было опозориться. Эмоции держались под жестким контролем. С младых ногтей всех обучали, как себя вести с незнакомой девушкой или незнакомым юношей, как выражать свои чувства в семье женатому мужчине и замужней женщине.
Познакомиться на улице было невозможно. Существовало считаное количество мест, где можно было увидеть девушку: на балу, в церкви, в театре, на катке.
Но, даже встретив девушку на балу в Дворянском собрании, вы не могли просто подойти и начать общаться. Вас должны были представить люди знакомые и с ее, и с вашей семьей. Девушка никогда не была одна на балу, для незамужней появляться одной было моветон — неприлично. Ходили с бабушками, с тетушками.
Только в Прощеное воскресенье можно было целоваться на улице со всеми встречными, но это был ритуал, исключение. Тогда и князья могли целоваться прилюдно. А так даже супруги называли друг друга на Вы.
Про княгиню Марью Алексеевну, Анну Каренину и маски
Танцы не требовали ведения рука об руку, к партнеру нельзя было прикоснуться — царствовала строгая викторианская мораль. Танцуете больше трех раз — все, это уже повод к пересудам, ситуация дискредитирует и вашу избранницу, и вас. После такого вас уже не пустят в приличный дом — вот чем это было чревато. «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», — вот чего боялись. Опасались реакции общества, а не того, что поступок противоречит морали.
Почему в XIX веке были популярны карнавалы? Люди в масках вели себя по-другому, маска позволяла пренебречь моралью.
Сюжет оперетты «Летучая мышь», где в конце всего флирта и приключений под маской оказалась жена, не был выдумкой. Но карнавалы являлись исключением, в повседневной жизни люди держали себя в руках. В обществе царили пуританские нравы.
Условности были таковы, что внешние проявления любви и влечения считались недопустимыми. Скрывалось все — и чувства, и кожа под перчатками. В таких условиях один кивок, один наклон головы обозначал заинтересованность. Вспомните: муж делает Анне Карениной выволочку за то, что на скачках она слишком эмоционально отреагировала на падение Вронского с лошади, и окружающие обратили на это внимание.
Про Пушкина и продажных женщин
В XIX веке люди жили так же, как и сейчас, — влюблялись, изменяли друг другу. Было время двойных стандартов, когда поехать в публичный дом считалось делом нормальным и для молодого человека, и для женатого мужчины. У Пушкина есть такое в записках — Дельвиг звал Рылеева к девкам. Рылеев отвечал: «Нет, я женат». На что Дельвиг говорил: «Слушай, ведь ты же не отказываешься пойти в ресторацию, если у тебя есть повар».
Если открыть советское издание пушкинских писем, вы увидите там сплошные пропуски и лакуны. Все потому, что Александр Сергеевич называл все своими именами, в том числе и продажных женщин, о которых немало писал.
То, что существовали легальные дома терпимости, было очень важным сдерживающим моментом. Энергия жаждущих любви граждан находила выход в этой индустрии. В то же время их поведение в свете оставалось выверенным и скромным.
Про дуэли из-за балерин, неверных женихов и писем
Нарушение морали, в отличие от сегодняшнего дня, могло привести к печальным последствиям. Случались дуэли. Наверное, самой знаменитой в России XIX века стала так называемая четвертная дуэль. Ее участником был Грибоедов, и происходила она вокруг балерины Истоминой, с которой он не был связан. Стрелялись двое, а потом их секунданты.
Все мы знаем про последнюю дуэль Пушкина, на которой он защищал честь жены. Другие известные дуэли XIX века касались не чести супруги, а чести сестры.
Знаменита история флигель-адьютанта Новосельцева и поручика Чернова. Сестра поручика была невестой Новосельцева. В те времена, если молодой человек ходил в один дом, он считался потенциальным женихом девушки на выданье, если она была в этом семействе, и обязан был жениться. Но Новосельцев в какой-то момент отказался связать себя с сестрой Чернова узами брака.
За всем этим стояла его семейная история и деспотичная мать. Ситуация привела к дуэли: Чернов и Новосельцев стрелялись, оба были ранены.
Повод мог быть еще более ничтожным — например Шаховской посылал сестре Рылеева письма, за что тот вызвал его на дуэль.
Про свободных крестьян и набитые морды
Посадских людей, купечество, крестьянство мораль не касалась. Тут все было проще и ближе нашему времени. Недаром существовало столько незаконнорожденных детей от прислуги.
Мужчины и женщины из простого народа целовались на людях, и их никто за это не осуждал. Все вопросы решались проще, крестьяне же не стрелялись. Если кто-то загляделся на чужую жену — морду набьют друг другу, и все. В принципе, все к этому сейчас и пришло.
Отмена сословных преимуществ в обществе в 1917 году привела к отмене светской морали. То, что было нормально только для прислуги, сегодня нормально для всех.
Про единственный случай любовных утех в парадном
Помню, что во всей дореволюционной прессе я только однажды встретил сюжет про секс в общественном месте. В полицейской хронике за 1913 год, кажется, в «Ведомостях», попался репортаж, где говорилось, что полицейский застал в парадном студента и его подругу — курсистку, когда они «предавались любовным утехам». За что были препровождены в участок, где с ними провели беседу, после чего отпустили.
А сейчас регулярно попадаются публикации о том, что люди совокупляются в общественных местах, в самолете, в туалете. Обсуждение с прессе, соцсетях и по телевизору подробностей личной жизни — то, что называется «полосканием грязного белья», — обычное дело. Люди, часто знаменитости, приходят на интервью или эфир, чтобы выворачивать душу наизнанку. Причем часто готовы делать это за деньги. Если за это заплатят, они и голышом по улице готовы ходить.
Про Высоцкого, Марину Влади и нокаут
Аналоги дуэли существовали и в советское время. Если на вашу жену кто-то излишне пристально смотрел, вы в него не стреляли, но говорили: «Пойдем, выйдем».
Такой случай был у Высоцкого и Марины Влади в ресторане «Арагви». Один из гостей ресторана слишком активно оказывал знаки внимания Марине, и Высоцкий его нокаутировал. Средства всегда были одни, просто в разное время они принимали разные формы.
Про сексуальную революцию, стиляг и поцелуи Брежнева
После 1917 года произошла сексуальная революция. Целоваться и обниматься в общественных местах стало естественно.
Но после Великой Отечественной войны снова были кампании по запрету объятий и поцелуев в общественных местах. Многие помнят эпизод из фильма «Москва слезам не верит», где к паре подходят на улице со словами: «Прекратите обниматься!» Это, конечно, просто краска режиссера, чтобы показать, насколько пуританскими были тогда нравы. Постоянно никто ни к кому на столичных улицах не подходил.
Но в то время шла борьба со стилягами. Они постоянно сталкивались с дружинниками на «Твербуле» — Тверском бульваре и «Бродвее» — улице Горького, а сейчас — Тверской. Стилягам могли сделать замечание за излишне раскованное поведение, но это не значит, что дружинники могли кого-то оштрафовать или тем более забрать в отделение.
Вскоре все это сошло на нет. К тем, кто целовался и обнимался на улице, перестали приставать, потому что поцелуи показывали по телевизору. В какой-то момент их стало даже слишком много — Брежнев любил на официальных встречах целоваться взасос, прежде всего с представителями своего пола.
Про товарищеские суды и комсомол
Когда я писал книгу «Повседневная жизнь советской столицы при Хрущеве и Брежневе» и читал газеты того времени, мне запомнились фельетоны журналиста Нариньяни. Он как раз писал о так называемом «аморальном поведении» и «бытовом разложении». Борьба против этого шла на официальном уровне, и занималась ею комсомольская организация.
Чаще всего критика была связана со стилягами и их раскованностью. Да, они обнимались, и это было частью стиля вместе с прическами-коками и яркой одеждой. В фельетонах их выставляли молодыми людьми, которым наплевать на общественность, профсоюз и комсомол. Писали, что их невозможно назвать советскими людьми.
Уголовного преследования за подобное поведение не было — только общественное порицание. В то время собирались товарищеские суды, комсомольские собрания, и каждого замеченного в чем-то недостойном коллективно обсуждали.
Это можно увидеть, например, в фильме «Разные судьбы». Там как раз показано такое собрание времен 1950-х — студенты обсуждают, за что муж дал жене пощечину, выворачивают их отношения.
Кроме таких вот общественных обсуждений рисовались карикатуры, писались статьи и стенгазеты. Стоило нарушить этический кодекс настоящего комсомольца — и можно было стать героем этих публикаций. А в комсомол тогда вступали все.
Про эталоны с БАМа и пионерские кинотеатры
Еще в 1950-х — начале 1960-х годов считалось, что семейная жизнь должна оставаться дома, там и надо обниматься и целоваться, а проявлять свои чувства на публике неприлично. Исключениями были разве что свадьбы, а также встречи на вокзале, в аэропорту.
Эталоном считались покорители целины или строители БАМа с плакатов, но вряд ли кто-то воспринимал такую пропаганду всерьез. К тому же всем прекрасно были известны народные анекдоты и частушки об этой стройке века — с соответствующим подтекстом.
Чтобы понять уровень пуританства в советском обществе того времени, можно вспомнить комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где в кинотеатре пионерлагеря в момент поцелуя на экране перекрывали изображение. Дети не должны были видеть, что тети и дяди целуются. Им это не нужно, дети не должны знать, откуда они берутся.
Про парковые кусты и Всемирный фестиваль молодежи
Влюбленным в советское время особо негде было встречаться. Многие жили в коммуналках, так что традиционными местами для свиданий и уединения были парки и скверы. Но там целующиеся в кустах парочки рисковали нарваться на дружинников.
Милиция регулярно проводила рейды по московским паркам в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году.
Притяжение между гостями фестиваля и нашими девушками было сильным, а встретиться было негде — в гостиницу подругу не пригласишь, ведь номера там на двоих или на троих. И девушка домой тоже не позовет, потому что живет в коммуналке.
Пойманных в парках любовников доставляли в отделение. Девушкам доставалось особенно — о них писали фельетоны, отправляли письма в институт или на работу, а потом еще и комсомол устраивал «разборы полетов» на товарищеском суде.
Ни штрафов, ни тем более тюремного заключения все это за собой не влекло. Наказанием было лишь общественное порицание, которое должно было вызвать стыд. Но запретный плод всегда сладок, и комсомолки, несмотря на все мероприятия, превращались в стиляг.
Про новости о голых людях на улицах и любви в общественных местах
В XIX веке поцелуй на публике считался неприличным, но в наши дни это уже неактуально. Сейчас ограничения и табу распространяются на поведение, которое 150 лет назад и представить было невозможно.
Публичное обнажение, секс в общественных местах сейчас чаще происходят и обсуждаются в том числе из-за новых технических средств. Многое изменила возможность отснять материал и потом продать или монетизировать его другим образом — выложить в социальных сетях.
Не думаю, что люди в целом стали более развратными. Главное сейчас — деньги, поэтому многим интересно снять фото или видео, выложить его и задонатиться. Обнажением или публичным сексом теперь можно заработать или прославиться, и мы стали чаще узнавать о таких случаях.
После самого скандального из них в июне 2020 года общественное пространство «Яма» на Хохловской площади обнесли забором и ограничили туда вход. Басманный суд присудил тогда десять суток ареста парню и трое суток девушке, занимавшимся сексом в «Яме» на глазах у зрителей, снимавших происходившее на видео и выкладывавших его в сеть.
Ответственность за это не строгая, камеры сегодня есть на каждом телефоне и столбе, так что городские новости с подобными сюжетами появляются регулярно. Правда, обычно в менее скандальном формате. Часто, например, можно увидеть новости, как кто-то ходил по центру столицы в чем мать родила.
Вообще, в чем отличие морали XIX и XX века? В XIX веке главной была честь, в XX — уже жизнь, об этом еще Лотман говорил. А сейчас, в XXI веке, главное — это деньги. Меняются приоритеты, а вслед за ними и формы самовыражения.