Дом с витражами. Зачем Третьяковской галерее новый корпус и что о нем нужно знать
Про связь времен
Проекту нового корпуса 20 лет, и есть разные мнения по его поводу. Но в целом идея в том, что теперь, после открытия этого здания, оказался завершенным Музейный квартал Третьяковки, раскинувшийся от Большого Толмачевского переулка до Кадашевской набережной.
При Павле Михайловиче Третьякове по мере разрастания коллекций делались пристройки к основному зданию музея. В 1930-х появился Щусевский корпус, в 1980-е — Инженерный, депозитарий, в котором хранятся произведения искусства. Там находятся основные запасники Третьяковской галереи.
Проектирование того участка, на котором стоит новое здание, производилось Щусевым в 1944 году. Уже тогда были какие-то эскизы, и только сейчас на этом месте открылся новый корпус Третьяковки.
Фасады и интерьеры корпусов кому-то могут нравиться, кому-то нет. Но что важно — крупные музеи выставляют на постоянных и временных экспозициях далеко не все, чем они богаты. И дополнительные площади, которые появились в результате ввода здания в эксплуатацию, а это более четырех тысяч квадратных метров, — как раз позволяют расширить возможности Третьяковской галереи. Теперь галерея сможет выставлять больше произведений из своих запасников.
Про витражи
Саму конструкцию здания спроектировали институт «Моспроект-4» и народный архитектор Российской Федерации Андрей Боков. Отдельно в 2013 году состоялся конкурс на фасады, в котором победило архитектурное бюро СПИЧ. Здесь 34 художественных витража — 21 по фасаду со стороны Кадашевской набережной и 13 со стороны Лаврушинского переулка. Это все — шедевры Третьяковской галереи. Причем отображены они не полностью, взяты какие-то фрагменты.
Так что мы делали оформление, придуманное архитектурным бюро СПИЧ. С технологической точки зрения это достаточно сложная конструкция — многослойное стекло с двойным размещением художественной печати. Если приглядеться, оно даже является объемным. Особенно интересно рассмотреть витражи изнутри здания, в зонах кафе и ресторанов, и с лестничных маршей. А в вечернее и ночное время все это очень эффектно подсвечивается.
Про перемены в Замоскворечье
Если рассуждать в целом по-краеведчески, Замоскворечье меняется. Застраивается жилыми комплексами — это «Лаврушинский», «Русские Сезоны». Купеческая часть города, всегда бывшая малоэтажной, растет на глазах. И здесь, на Кадашевской набережной, появилось новое здание — в данном случае с музейным функционалом.
Что важно для Третьяковской галереи, речь идет не только о выставочных пространствах, но еще и о помещениях для реставрации. То есть мы таким образом расширяем возможности нашего главного музея национального искусства по реставрации графики, живописи, скульптуры и произведений декоративно-прикладного искусства. Все это оборудовано и оснащено в соответствии с требованиями галереи. В реставрационных мастерских двойной свет — кроме искусственного есть еще и естественный, буквально окна в пол. Большие, просторные помещения позволят реставраторам работать в прекрасных условиях.
В новом корпусе расширенные возможности для хранения. Как недавно сказала на пресс-конференции генеральный директор Третьяковской галереи Елена Владимировна Проничева, фонды графики будут перевезены сюда, на Кадашевскую набережную.
Здание многофункциональное, в нем, кроме всего прочего, есть зал на 512 мест для проведения конференций, паблик-токов и семинаров.
Про выставки
С осени этого года здесь будут проводиться временные масштабные выставки продолжительностью в несколько месяцев.
А пока в новом здании можно познакомиться с цифровой выставкой «Вселенная Третьяковка» в мультимедийной подаче. Там есть часть под названием «География Третьяковки», где демонстрируются филиалы галереи, которые открываются сейчас по всей стране: в Самаре, Калининграде и Владивостоке. Плюс можно составить представление о малых музеях — это дом-музей братьев Третьяковых и музей, посвященный Васнецову. Они хотя и рассредоточены по Москве, но это тоже часть Третьяковки.
На экспозиции «Азбука Третьяковки» каждой букве русского алфавита соответствует название полотна из ее коллекции.
Еще одну экспозицию, посвященную истории строительства нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, создала команда компании «ЛАНИТ-Интеграция». Она включает интерактивный макет здания, сенсорную панель с анимированными этапами строительства, портретами участников проекта и архивными фотографиями.
Также в корпусе на Кадашевской набережной сейчас открылась выставка «Это музей», в том числе посвященная музейным профессиям. И пока не начнутся крупные проекты осени, в летний период в новый корпус можно зайти на эти выставки.
Про двухэтажные залы
В здании просторные двухэтажные залы, соответственно, на первом-втором и третьем-четвертом этажах. Пока для доступа открыты выставки на первом этаже, все остальное готовится к осени. В здании есть магазин с сувенирами галереи. Думаю, посетители будут чувствовать себя в новом корпусе комфортно.
Для нового зала-лектория Третьяковка готовит программу.
Новое здание соединено надземным переходом со старым корпусом Щусева, построенным в 1936 году. Надо понимать, что пока он имеет служебное назначение, а пользуются им работники Третьяковки для перевоза экспонатов с целью экспонирования или реставрации. Может, со временем он и станет доступным для посетителей, решать это будет Третьяковка.
Случай на стройке
Когда мы готовили стекла и внутри своей рабочей группы обсуждали авторов этих полотен, названия картин, один из сотрудников сказал: «А что, там будут "Строители Братска"?» Это картина, написанная в начале 1960-х Виктором Попковым. Мы говорим: «Будут». И слышим: «Очень интересно. Там изображен мой дядя». На картине пять персонажей, и из них на витраж попал только один мужчина, причем оказалось, что это и есть дядя нашего сотрудника. Мы теперь шутим, что «ЛАНИТ-Интеграция» как генеральный подрядчик породнилась с Третьяковской галереей.
Мы с 2019 года завершали строительство этого корпуса. Я общался с гостями, которые приходили по профессиональным вопросам до официального открытия нового корпуса, и с посетителями в первые дни после открытия, так что слышал много разных мнений.
В целом о том, как выглядит здание снаружи и внутри, люди отзываются положительно. Думаю, все привыкнут к этому новому виду и со стороны набережной, и со стороны переулков, которые здание окружают. И скоро этот новый вид Кадашевской набережной будет восприниматься нормально и привычно.