«Лев всегда золотой, а единорог — серебряный». Зачем московским домам фантастические твари и где они обитают
Точные копии с домонгольской белокаменной резьбы
Фантастические существа, которые появляются на территории Древней Руси, Московской Руси, приходят из Византии.
Есть прекрасная научная лаборатория, которая называется «Археолаб», там делают точные копии с белокаменной резьбы, сохранившейся на фасадах древнерусских соборов во Владимире и Юрьеве-Польском. Благодаря им у нас есть несколько изображений фантастических существ оттуда — и коронованный кентавр, и девы-птицы, и орел, который станет потом геральдическим символом — и с одной, и с двумя головами. Самое главное, что это тактильные модели, которые можно трогать, представляя, как люди, строившие храм, работали своими инструментами и что возникало у них под рукой.
Мономахов трон стоит на львах
Очень интересная геральдическая пара, которая у нас активно проявляется во времена Ивана Грозного, — это лев и единорог.
Если мы говорим о львах как защитниках, то европейская традиция здесь очень давняя. Упоминание скульптур львов есть в Ветхом Завете — они охраняют трон царя Соломона. Аллеи львов есть в Микенах, на Делосе. И в Древнем Риме, и в Средневековье итальянцы очень любили изображать львов, охраняющих ворота, двери и различные проходы, коридоры на виллах и в дворцах.
К XVI веку эта традиция закрепляется и у нас. Например, Мономахов трон XVI века — царское место в Успенском соборе Московского Кремля — стоит на львах.
Лев с единорогом изображены на московском Печатном дворе. На воротах они не сохранилась, но эта пара перекочевала на здание Синодальной типографии, которая была там построена в конце XIX века
Сейчас это здание РГГУ на Никольской. Важно, что в эту композицию входят еще и солнечные часы.
Власть земная и власть небесная
У пары лев — единорог мощнейшая символика. Самое простое объяснение, лежащее на поверхности, — это два уровня власти. Лев олицетворяет силу, мощь, рачительность, защиту и охрану, это власть земная, царская, императорская. А единорог — власть духовная, символ Христа, власти церкви.
Когда в изображении появляется цвет или металл, видно, что лев всегда золотой, а единорог — серебряный. Это уже символы Солнца и Луны, поэтому такая пара часто изображается с астрономическими приборами и атрибутами небесного мира — со звездами, например, или с солнечными часами, как на Никольской в Москве. В таком случае единорог и лев могут восприниматься как символ времени. И если задуматься о том, что книги печатаются для сохранения знаний и памяти в веках, то становится ясно, почему образ времени и его сохранения разместили на здании, в котором занимались книгопечатанием.
Единороги из Московского Кремля
Единорогов мы можем увидеть и на прекрасных белокаменных резных деталях так называемых Львиных ворот из собрания музея «Коломенское». Предполагается, что изначально эти ворота были украшены изумительными резными львами. По бокам от них были «гирьки» с фантастическими тварями, в том числе грифонами. Считается, что изначально ворота стояли в Кремле и украшали Потешный дворец царя Алексея Михайловича. Сегодня на этом месте находится Дворец съездов.
Потом ворота разобрали, и этот заново собранный портал переместили в Преображенскую богадельню. От него остались фотографии, на которых очень хорошо видны наши львы. Там они лежат в основании арки портала. Сохранились и подвесные гирьки с единорогом и крылатым конем. После того как портал был разобран, уже в XX веке стараниями Петра Барановского эти архитектурные детали попали в Коломенское и теперь являются частью коллекции музея.
Очень интересно, как образы львов перекочевывают из эпохи в эпоху. Когда мы смотрим на московских львов XVII века, то видим домонгольские прототипы. Мордами, позами они очень похожи на владимирских
Они изображаются на книжных заставках, на них стоит Мономахов трон, и в более позднее время они появятся на московских фасадах.
Если перечислять, где можно в центре Москвы увидеть львов и единорогов, то назовем шпиль Государственного исторического музея, здание Синодальной типографии на Никольской. Прекрасны львы и единороги на фасадах Марфо-Мариинской обители. Кроме того, есть львы и на здании Казанского вокзала, очень похожие на львов из Коломенского. Похоже, их просто скопировали.
Былинный дракон и библейский змей-искуситель
Кстати, на шпиле Казанского вокзала установлен очень необычный восточный дракон. Как правило, драконов мы встречаем на изображениях святого Георгия со змеем, но тут у нас — необычный змей, символ Казани, выбивающийся из общей геральдической темы.
Базовое значение любого дракона и змея — это некое злобное, инфернальное существо. Будь то одноголовый змей, который символизирует дьявола, или Змей Горыныч, который тоже олицетворяет зло, неважно, трех-, шести-, девяти- или двенадцатиголовое.
Конечно же, для нас трехглавый змей — это былинный персонаж со всеми его свойствами. А если образ исходит из иконографии, то это дьявол — змей великий и древний, который соблазняет Еву и Адама
У нас много змееборцев, это не только святой Георгий, но и архистратиг Михаил, который тоже изображается поражающим копьем змея. Есть и былинные образы — и Никита Кожемяка, и Добрыня Никитич.
В Москве очень много змеев, связанных со святым Георгием. Перечислить все адреса невозможно, их очень много. На выставке мы показываем несколько самых известных москвичам точек. Один из самых «свежих» змеев, которого поражает Георгий Победоносец, находится на куполе торгового центра Манеж.
Чудо Георгия о змие на гербе Москвы
До революции, с екатерининских времен, змей-дракон попадает на утвержденный герб Москвы, поэтому встречается везде: и на документах, и на зданиях, и на официальных предметах.
После революции герб Москвы меняется, он становится технократическим — со звездами и шестеренками. Таким он оставался на протяжении всего периода советской власти, до 1991 года. С 1995-го, когда наш новый герб был утвержден, композиция «Георгий со змием» была решена современным художником уже в других цветах. Логично, что, когда в те же годы строили торговый центр Манеж, что в самом центре города, под стенами Кремля, изобразили святого Георгия, поражающего этого злобного дракона.
На Боровицкой башне есть одно из древнейших московских изображений этого сюжета. Рельеф, пострадавший от времени, находится на высоте, но его можно увидеть. Вы найдете его не над воротами, а сбоку, на основной грани башни.
Георгия со змеем можно встретить на фасадах многих московских зданий — на особняке Понизовского на Поварской, на фасаде Киевского вокзала и на здании начального училища на Большой Пироговке, 9А. Естественно, и Георгий, и дракон очень хорошо видны на здании мэрии и на ссудной казне в Настасьинском переулке, 3. Как городской государственный символ он активно использовался в XIX — начале XX века, особенно на официальных присутственных зданиях. Это продолжает происходить и сейчас. Зайдя в любую префектуру, мы видим изображение городского герба.
На выставке мы показываем и литой образок с Георгием Победоносцем, найденный археологами на Манежной площади. Нашли его в середине 1990-х, и тогда это было целое событие — образок, старинный символ города найден у самого Кремля.
Еще одно воплощение темы змеев — политические плакаты начала XX века и советского периода, которых у нас довольно хорошая коллекция. В эпоху Первой мировой войны старые былинные образы использовались для политической агитации. Изображался доблестный богатырь, олицетворявший Россию, который сражался с драконом с головами политических лидеров Германии, Австро-Венгрии и Турции. Есть на выставке и другой интересный плакат 1918 года, где копьем змея поражает всадник, полностью похожий на святого Георгия, но уже без нимба, а чудовище, которое он убивает, — это царизм.
Неорусские крылатые львы, русалки и наяды
Помимо единорогов, львов и драконов на фасадах московских домов встречаются крылатые львы, различные водяные существа — русалки, наяды, а также сирины и другие девы-птицы. Такие образы сохранились на зданиях рубежа XIX и ХХ веков. Это дом на Соймоновском проезде, Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке, доходный дом Клингсланда в Большом Козихинском и знаменитый дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке и дом Перцовой рядом с храмом Христа Спасителя.
Этот стиль чаще называют псевдорусским или неорусским. Все отсылки к допетровской Руси тогда, в конце XIX и начале ХХ веков, были очень модны. И когда в доме Перцовой дева-птица изображается на стилизованном кокошнике над входом — это красиво, обращает на себя внимание, дорого стоит для заказчика... Но каких-то особо глубинных символических значений уже не несет. Это просто красивый декор.
Грифоны охраняют золото
Особо стоит сказать о грифонах на фасадах московских зданий. Мы знаем, что в том или ином виде они присутствуют в разных мифологиях с древнейших времен. Считается, что классические грифоны, к которым мы привыкли, прибывают к нам из греческой, римской, европейской традиции. С другой стороны, у Геродота есть история о том, что грифоны охраняют скифское золото. Так что точно неизвестно, откуда они к нам прилетели.
Еще со времен Древнего Египта и шумеров грифон — существо, составленное из элементов разных животных и птиц, воспринимается как посредник между землей и небом. Он может ходить по земле, летать на небо, а значит, передавать туда и сюда какие-то вести
Мы знаем, что первые грифоны у нас изображаются еще в домонгольской Руси. В том числе это связано с жизнеописанием Александра Македонского, где есть сюжет, в котором царь в специальной корзине поднимался в небо на грифонах.
Если говорить о Москве XIX века, то в продолжение античного сюжета с охраной скифского золота грифоны помещались у нас на фасады зданий, которые связаны с финансами. Если мы заходим на Биржевую площадь и видим здание Биржи 1870-х годов, грифоны изображены на ней наверху. Думаю, тут сохраняются древние смыслы, и туда они были помещены, чтобы охранять финансовые потоки.
Такая тема охраны и защиты была модной и популярной несколько десятилетий перед революцией. Понятно, что не всем эти грифоны могли нравиться, потому что, например, у Андрея Белого есть роман 1927 года «Крещеный китаец», где про грифонов из Кисловского переулка есть такая зарисовка: «Сворачиваем в Малый Кисловский переулок; боюся невнятиц; а здесь есть невнятица — “эдакое такое свое”: два грифона, крылатые: и — я боюсь двух крылатых грифонов, поднявших две лапы над бойким подъездом». Думаю, это его воспоминание о детском восприятии мифических существ.
Кто изображен на гербе Романовых
Грифон — наполовину лев, наполовину орел. У него острый взор, мощные крылья, могучие лапы. И это набор необходимых качеств для защиты или для того, чтобы легитимизировать свое высокое положение.
Грифоны имеют важную геральдическую функцию — один из них, с мечом и щитом, изображен на гербе Романовых. Все, что связано с этой династией, было маркировано грифоном — и палаты Романовых на Варварке, и книги об их поместьях, например, в Измайлово
На выставке мы показываем оригинальное меню с коронации Николая II, разумеется, и на нем красуется стильный романовский грифон.
Когда к выставке мы составляли список архитектурных элементов с мифическими животными, то выяснилось, что грифонов на московских фасадах примерно столько же, сколько всех остальных фантастических тварей вместе взятых.
Самые интересные столичные здания с грифонами — это усадьба Коншиных, больше известная как Дом ученых на Пречистенке, доходный дом князя Урусова на Арбате, дом со зверями на Чистопрудном бульваре, Марфо-Мариинская обитель и Третьяковка.
Грифоны не барельефные, а скульптурные есть на пристани в усадьбе Марфино по Дмитровскому шоссе, на въездных столбах усадьбы Высокие горы Усачевых-Найденовых на Земляном Валу и на въезде в усадьбу князей Голицыных Влахернское-Кузьминки.
Подробнее о выставке Музея Москвы в Центре Гиляровского «Как найти грифона» можно узнать здесь