«Стало ясно, что это "Пиво", а думали — "Вино"». Как удалось отстоять и спасти дореволюционные вывески на стене известного столичного дома
«Ничего подобного до сих пор не обнаруживалось»
Наталья Тарнавская, идейная вдохновительница и активистка трудовой коммуны «Вспомнить все»
Дом Ярошенко — как Кривой переулок в «Гарри Поттере». В неожиданных местах из него вылезает какая-то фантастическая бородатая древность, которая совершенно не мешает зданию жить современной жизнью.
Этот дом — квинтэссенция Хитровки. Работать с ним мы стали благодаря Коле Аввакумову — скульптору, который там живет. Он спасает его от разрушения, уже много лет делает научную реставрацию здания.
Коля и изразцы XVII века здесь открыл, и следы первоначального декора палат, и клейма с орлами на кирпичах, и следы краски на фасаде XIX века. Он обратился к нам, мы чуть-чуть подковырнули, а там — буквы.
Оказалось, вывеска такая, что по уровню богатства и масштаба ей нет равных в Москве. Это комплекс из четырех ниш над арками бывших торговых проемов, над каждой из которых — свое слово. Это законченное художественное произведение, авторские буквы, а не просто удачно подобранный шрифт. Первая буква в каждом слове с красивыми авторскими завитками.
В простенках нарисованы картуши без надписей, заполненные штриховкой. То есть это целый торговый фасад.
Не отдельно висящая вывеска, а то, что мы видим, когда едем в Барселону, например, или в Мадрид и гуляем по какому-нибудь Готическому кварталу, где сохранились старые магазины. У них целый фасад — расписной, и там всегда есть сюжет. Вывеска перетекает в картинку. Ничего подобного в Москве до сих пор не обнаруживалось, а здесь нашлось.
Точной датировки этих вывесок нет. И до революции, и по новым правилам все четыре слова писались одинаково. Знаменитый трактир «Каторга», который описывал в своих произведениях Гиляровский, тоже назывался чайной. Но вход в нее находился со стороны Хитровской площади. Маловероятно, чтобы она дотянулась до той части здания, где мы сейчас ведем расчистку. Скорее всего это разные заведения, и наше — более новое, чем та самая «Каторга». Она работала тут в 1870-1880 годах, а наша — модерн, 1900-е. Явно недорогое «народное» заведение.
Проект мы делаем на народные деньги. На кикстартерах вроде «Планеты» не собираем, там очень большой процент. Ходим по людям, побираемся. Нужно 750 тысяч, и мы их почти уже собрали.
«Заметил, что видно фрагмент буквы»
Николай Аввакумов, скульптор, живущий в доме Ярошенко, основатель фонда «Хитровка»
Сейчас трудовая коммуна «Вспомнить все» устраивает экскурсии в дом Ярошенко. Собираются деньги на ремонт, люди жертвуют свою выручку. А есть гиды, которые водят группы и ничего нам не перечисляют, хотя делают бизнес на объекте, который мы реставрируем за свой счет. Они приходят даже в ночное время, и это самое неудобное. Такие вот прелести туристического центра.
Дом строился в несколько периодов: есть часть, которой 350 лет, а самая поздняя пристройка — 1866 года. Здание является объектом культурного наследия. Но капремонт нам не подходит, поэтому мы взялись восстанавливать его своими силами.
Пятиэтажные доходные дома начала века и конструктивизм несложно реставрировать: ободрал, ошпаклевал, коммуникации поменял. А в нашем случае в основе — дом XVII века, и хватало трещин, природа которых была неясна. Когда приходят реставраторы, они говорят, что никакой аварийности здесь нет. А нам тут нужна реставрация, консервация. Обычные методы капитального ремонта тут не подходят. Цементосодержащие материалы, которые они используют, плохо живут с историческим домом.
Два года назад историк-волонтер, который помогал мне на фасаде, нашел остатки вывески в простенке, которым Наталья сейчас занимается. Тогда это никого не заинтересовало, потому что очень мало чего осталось.
А в прошлом году я проходил в Подколокольном переулке, и заметил, что видно фрагмент буквы. Там, где сейчас ведутся работы, это «Воды» — самая сохранившаяся надпись, с нее начали раскрытие вывесок. Я тогда поставил со своим помощником лестницу, поднялся и смахнул отслоившийся фрагмент шпаклевки. Оказалось, под ним буква «Д».
Я написал реставратору Екатерине Дмитриевой, которая работает вместе с Натальей Тарнавской в трудовой коммуне «Вспомнить все». Она очень обрадовалась.
Екатерина, кстати, два года назад пришла и бесплатно укрепила первый раскрытый клочок с надписью между окон. Это сейчас окна, а раньше были торговые проемы, там двери стояли.
Мы связались с Натальей и решили, что в ближайший сезон получим разрешение, будем раскрывать и реставрировать эти вывески. После этого работа пошла.
«Исторические фотографии не сохранились»
Полина Сальникова, реставратор
Дом очень интересный. Он сложный в плане, и наша зона, где расположены вывески, — более поздняя, относится к XIX веку. Фасад был декорирован ближе к началу XX века. Живопись и роспись, которую мы обнаружили, относится к второму слою. Вначале дом просто был покрашен голубой краской. А потом, когда такое желание появилось у владельцев, он был расписан торговыми вывесками.
Фасад очень яркий, декоративный, выразительный. Мы недоумевали, почему не сохранились исторические фото с его изображением, — очень жаль.
Цокольная часть была черной, с черными карнизами по фасадами. В арочных пространствах над окнами расположены четыре вывески, написанные художником. В процессе работ мы обнаружили его подпись на первой и четвертой арках.
Сначала раскрыли «К-ц», думаем: что же такое? Купец? Потом еще немного отмыли, оказалось, это «Ж-ц». И потом осенило, это — живописец. На первой арке читается «Ж-ц В. К», дальше надпись в тяжелом состоянии. Пришлось ее демонтировать, кусочки красочного слоя будут реставрироваться в мастерской. Я подобрала 16 вариантов возможных соответствий. Судя то тому, что можно прочесть на четвертой арке, вероятно, это В. Казанов.
Что было над следующими арками, мы сказать не можем. Потому что там прошел глобальный ремонт, все сбили до кладки и перештукатурили. И самой сбитой штукатурки не сохранилось, а она могла бы дать нам какую-то информацию.
Так что мы работаем с той зоной фасада, где исторические штукатурки, — от угла дома до подъезда. И понимаем, что изначально наши арки были вписаны в систему росписи фасада. С черной каемочкой по периметру, на градиенте, он там от охристого к зеленому.
На фасаде дома — выступающие полуколонки между первым и вторым этажом. Они тоже декорированы — расписаны единовременно с нашими вывесками. Пилястры были бежевыми с черными кирпичиками. И еще один декоративный элемент — арки — изображен градиентом, от охры к синему. Думаю, в итоге работ мы сделаем графическую реконструкцию всего фасада, дорисуем его.
Надпись — белые буквы с черным контуром. Нам удалось выявить «Воды», «Столовую». Мы долго думали над словом на «Ч» из шести букв, все они узкие. По нашей гипотезе, это «Чайная». И самая первая надпись, она в наиболее тяжелом состоянии — тоже что-то короткое и крупное, четыре буквы, последняя — «о». По мере раскрытия стало ясно, что это «Пиво», хотя обсуждался и вариант «Вино».
По каждой вывеске мы готовим эскизы, как итоговое решение будет выглядеть, согласовываем их. У нас большой реставрационный коллектив, в обсуждении принимают участие пять реставраторов и химик-технолог.
Объем росписи в каждой арке вроде бы небольшой — около полутора квадратных метров. Но на то, чтобы отреставрировать один такой участок, у нас уходило около месяца.
Вопрос о датировке остается открытым. Такие модерновые техники и шрифты популярно было делать и в период НЭПа. Шрифт похож на дореволюционный, но нет твердого знака в конце подписи художника.