Москва триумфальная
Откуда пошли аркиКо Дню города, который в этом году будет отмечаться 10 и 11 сентября, Москву украсят временными арочными сооружениями, схожими с теми, что построили для знаменитой послевоенной ярмарки 1947 года в столице. Это событие почти семидесятилетней давности символизировало новый курс страны Советов на возрождение традиций российской государственности, который был взят в годы Великой Отечественной войны.
От «Золотых» до «Красных»
Традиция строительства триумфальных арок в России зародилась в эпоху Петра Великого. И первая из таковых, названная «Триумфальными воротами», украсила не город на Неве, а Белокаменную. Арку построили из дерева по приказу Петра в 1709 году в ознаменование победы над шведами в Полтавской битве.
Супруга первого российского императора Екатерина I, после его смерти, в 1725 году заменила их новыми, также деревянными. Через восемь лет ворота сгорели. И на некоторое время москвичи про арку забыли, пока на трон не взошла Елизавета Петровна. Собственно, по случаю её коронации ворота и восстановили.
В 1753-м вновь сгоревшую деревянную арку наконец заменили каменной, построенной в стиле барокко. Красные стены, белоснежный рельеф, золотые капители и более 50 ярких рисунков — ворота стали одним из ярких и красивейших городских сооружений. Сообразно их внешнему виду изменилось и название на более традиционное для горожан: «Красные ворота». В XIX веке арку украсили новыми символами, в том числе бронзовой статуей трубящего ангела.
В 1927 году ворота среди многих прочих культурно-исторических зданий снесли. Они препятствовали строительству пути к новому коммунистическому миру, а формально — расширению Садового кольца.
Справедливости ради, стоит заметить, что своеобразные триумфальные арки существовали и на Руси. Назывались они «Золотыми воротами». Первое такое сооружение было построено в Киеве при Ярославе Мудром. Название и значение соответствовало «Золотым воротам» Константинополя.
Столицу Византии они украсили в 320-е годы по приказу императора Константина и служили в качестве нового центрального входа и триумфальной арки в честь победы над императором Лицинием.
На Руси «Золотые ворота» также имели двойное назначение и были символом столичного величия. Кроме Киева они украсили Владимир, Новгород, Тверь.
Знак победы и изобилия
Итак, триумфальные (или праздничные) арки пришли к нам из античности. В древности они обозначали некий переход из одного мира или реальности в другие. Эта символика, к примеру, глубоко вошла в христианскую традицию: одним из главных элементов в любой церкви, помимо алтаря, являются царские врата. Пройти через них дозволяется немногим, ведь они обозначают врата в Рай.
Обычные инженерные и особые «символичные» арки соседствовали друг с другом на протяжении всей истории европейской цивилизации.
В 20-30-е годы в СССР аркам позитивного значения не придавали из-за их особого имперского «привкуса». Были конечно смелые попытки придать им большевистский стиль, вроде «Смычки города и деревни», появившейся в 1927-м в Ленинграде.
С 1947-го «триумфальные» арки вернулись в Москву. К этому времени борьба с царским символизмом в СССР завершилась. Красивые, хоть и временные деревянные своды служили не только входом на ярмарку, но знаменовали собой переход от сурового и голодного послевоенного периода к более изобильной эпохе.
«В 1947 году, с постепенным восстановлением экономики и инфраструктуры в Москве, было решено провести «Весенний базар», — отмечал руководитель столичного Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. — Та знаменитая ярмарка, с одной стороны, олицетворяла подъём пищевой промышленности, а с другой — просто дарила приятные, яркие эмоции после тяжёлых военных лет. Возрождение ярмарочных традиций сыграло свою роль при возвращении города к нормальной жизни».
Расцвет арочного символизма пришёлся на 1950-е годы, когда огромные каменные входные группы увенчали два главных общественных места столицы СССР – ВДНХ и Парка культуры имени Горького.
А к середине 60-х руководство страны вспомнило о «большой художественной ценности и общественно-историческом значении» главной триумфальной арки страны, посвящённой победе в Отечественной войне 1812 года. На 102-м году «жизни», то есть в 1936-м, величественную композицию, построенную Осипом Бове, разобрали при реконструкции площади Тверской заставы, где она стояла до той поры. Правда, очень аккуратно разобрали, сделав все необходимые обмеры и чертежи. Мощные чугунные колонны годами лежали на Миусской площади, пока их не переплавили в годы Второй мировой войны.
Новая Триумфальная арка была сооружена на Кутузовском проспекте – напротив музея-панорамы «Бородинская битва» в 1968 году. Теперь уже эти ворота презрительно «новоделом» не назовешь. За четыре с половиной десятилетия они прочно вросли в сознание москвичей и гостей столицы. И богатый Кутузовский проспект смиренно расступился перед ними.
Воссоздать, хотя бы на время
Триумфальная арка на Кутузовском проспекте — это один из немногих (от общего числа) восстановленных культурно-исторических объектов.
Теперь жизнь в городе и сам его облик очень изменились. К былому возврата нет. Но есть и красивый компромиссный путь. Восстанавливать исторические ансамбли на временной основе для проведения торжеств и в первую очередь ко Дню города.
«Мне вообще нравится идея воссоздания, хоть и временного, в праздничные дни, утраченных памятников архитектуры. И поэтому установка пяти праздничных исторических арок на территории центра города мне кажется замечательной идеей. Это очень правильно, очень своевременно. Остается только это приветствовать», — прокомментировал Николай Шумаков, президент Союза московских архитекторов, заслуженный архитектор РФ, член Архитектурного совета города Москвы, академик Российской академии художеств.
И вот теперь 10 и 11 сентября москвичи смогут лично посмотреть на красивые 14-метровые арочные ансамбли, которые появятся на Пушкинской, Тверской и Манежной площадях, а также в Новопушкинском сквере и на площади Революции. Глядя на них, можно мысленно представить себе ту самую послевоенную ярмарку 1947 года и понять, что в наше время жить, конечно, проще.
«Идея временно установить уникальные арочные ансамбли, созданные по мотивам исторического образца, важна, прежде всего, с точки зрения преемственности. Это наследие, которое мы бережём», — подытоживает Алексей Немерюк.