«Добрая бабушка из сказки». Как сложилась судьба княгини, написавшей самую известную песню про елочку
Улыбка с оттенком грусти
В первом номере 1958 года журнал «Огонек» опубликовал небольшой материал под названием «В лесу родилась елочка…». Начинался он так: «Кто не знает эту песенку! Кажется, она существовала всегда и знакома не только малышам, но и бабушкам, и дедушкам. Но история популярной песенки известна немногим. Ее нам рассказала писательница Раиса Адамовна Кудашева. Впервые песенка была опубликована в 1903 году в журнале "Малютка", издававшемся в Москве, и подписана псевдонимом из двух букв…»
Когда журналист из «Огонька» беседовал с Кудашевой, она уже приобрела известность. Но по-прежнему скромно жила в коммунальной квартире — сначала на Озерковской набережной, а позже в Мажоровом переулке в районе Соколиной горы. У нее была одна комната, которую она делила с сестрой — Марией Адамовной.
«Р.А. Кудашева находится сейчас на пенсии, — писал журналист. — С белоснежными волосами, с приветливой улыбкой, в очках, сквозь которые смотрят живые глаза, она похожа на добрую бабушку из сказки…»
Наверное, беседа получилась грустной. Ее жизнь была на излете, но надо было возвращаться к ее началу, когда в душе не утихало веселье, искрился снег и звенел смех. Казалось, впереди — нескончаемые счастливые дни. Но годы пролетели как в песне -- «все пpошло, все умчалося в невозвpатную даль, ничего не осталося, лишь тоска да печаль…»
Впрочем, Раиса Адамовна, кажется, не унывала. Она поведала корреспонденту «Огонька», что работает над книгой о жизни мальчика в годы Великой Отечественной: «Все детали повести обдуманы, но перенести на бумагу, имея восемьдесят лет за плечами, не так-то легко…» Увы, книга так и не была написана.
В том же номере «Огонька» были опубликованы стихи, которые она написала специально для журнала:
Опять ты зажглась, новогодняя елка,
Опять ребятишек в кружок собрала,
И звезды сверкают в душистых иголках,
И песенка наша опять весела.
Нет лучше подарка, желанней и краше!
Тобой, долгожданной, любуемся мы,
Красавица елка, любимица наша,
Зеленое дерево белой зимы!
Дом с мезонином
Наша героиня родом из литовского княжеского рода Гедройц. Семейство слыло благополучным — с просторной квартирой, прислугой, разносолами на обеденном столе. Но когда почил батюшка Раечки — чиновник московского почтамта Адам Гедройц, в доме поселилась печаль, а вместе с ней и бытовые трудности. Чтобы поддержать мать и сестер, девушка пошла в гувернантки к сыну князя Алексея Кудашева, служившего инспектором по делам печати в канцелярии московского генерал-губернатора.
Обязанности свои Раечка исполняла старательно и не только заслужила признательность хозяина большого дома с мезонином на углу Воротниковского и Старопименовского переулков, но и завоевала его сердце. Но обрела ли счастье новоявленная княгиня? Бог весть, ведь муж был старше ее на четверть века.
Однако нередко бывает, что разница в возрасте — не помеха удачному супружеству. Возможно, и в той семье так было. Да и сын Кудашева Алеша почитал Раечку за мать. Именно для него в 1903 году она написала новогоднее стихотворение под названием «Елка», которому суждено было стать знаменитым.
Гнутся ветки лохматые
Вниз к головкам детей;
Блещут бусы богатые
Переливом огней;
Шар за шариком прячется,
А звезда за звездой,
Нити светлые катятся,
Словно дождь золотой…
Таким было начало. А вот финальная часть:
Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
Выбирайте себе, что понравится…
Ах, спасибо тебе, ель-красавица!..
Строки были нежные, певучие. Но ведь не шедевр, правда? Да и публикация в журнале «Малютка» как будто не вызвала пристального внимания. Впрочем, так лишь показалась. Стихотворение, соскользнув с журнальных страниц, стало, выражаясь современным языком, хитом. Его декламировали в домах, под сверкающей огнями елкой, на концертах, детских утренниках: «В лесу родилась елочка, / В лесу она росла./ Зимой и летом стройная, / Зеленая была…»
Но имя автора никто не вспоминал. И произведение стало… народным. Стихотворение в 1905 году положил на музыку биолог Леонид Бекман для своей дочки. Его жена известная пианистка, профессор Московской консерватории Елена Бекман-Щербина позже вспоминала: «Леонид как-то сел за рояль, посадил Верочку на колени и сочинил для нее песенку на слова Р.А. Кудашевой из детского журнала "Малютка": "В лесу родилась елочка, в лесу она росла..." Верочка, обладавшая прекрасным слухом, быстро ее выучила, и, чтобы не забыть песенку, я записала ее, так как автор был на этот счет неграмотным…»
Выходит, супруги знали, кто автор стихов. Но почему не спросили разрешения поэтессы на музыкальное сопровождение? Да и вообще, отчего ей вообще ничего не сообщили?
Маленькая радость
А Раечка о своем детище и не вспоминала. Сочиняла другие детские стихи и сказки, печатала их в малюсеньких журналах «Светлячок», «Подснежник», «Солнышко». Иногда пересаживала героев зарубежных авторов на русскую почву. Так появились «Что с Маничкой было», «Лесовички», «Как шалили Павлик с Неточкой», «Бабушка Забавушка и собачка Бум» и другие милые, незатейливые вещицы. Всего же поэтесса опубликовала около 200 песенок, рассказов и сказок.
Впрочем, однажды княгиня Кудашева привлекла внимание взрослых читателей: из-под ее пера вышла повесть «Лери» — о первой любви юной девушки. Сентиментальные читательницы журнала «Русская мысль» были не в силах сдержать слез.
Быть может, Раиса Кудашева стала бы не менее популярной, чем Лидия Чарская, успешная сочинительница дамских романов. Но — не судьба. Потому что в 1917 году переменилась судьба всей России. Из московского особняка ее прогнали и заселили в тесную коммуналку. Эта беда стала продолжением прежних несчастий: Алеша сложил голову на Первой мировой, муж умер.
Бывшая княгиня — разумеется, свой титул она держала в тайне — устроилась в библиотеку, и однажды ей попался на глаза дореволюционный детский журнал. Перелистала, и пахнуло прошлым — она увидела свою публикацию. Смешалась, покраснела, спрятала цветную тетрадку подальше от посторонних глаз. Но еще долго взволнованно билось сердце…
Получала Раиса Адамовна сущие гроши, ходила в бедном одеянии. И никаких радостей у нее не было. Впрочем, одна все-таки мелькнула. Ехала в поезде и вдруг вздрогнула, услышав, как кроха-девчушка читает вслух:
…Теперь она, нарядная,
Hа праздник к нам пришла
И много, много радости
Детишкам принесла!
…В 1941 году в сборнике для детей были опубликованы стихи про лесную красавицу, под которыми впервые стояла фамилия автора. Но этого события никто не заметил. Вскоре разразилась война, стало не до лирики.
Запоздалая слава
Однажды в здании Союза писателей СССР появилась робкая посетительница. Она вошла в кабинет председателя правления Александра Фадеева и услышала удивленный вопрос: «Вы прозаик или поэт?» Женщина потупилась: «Я, собственно, написала одно стихотворение…» И продолжила: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…»
Наверное, Фадеев вспомнил свое детство и, может быть, себя у новогодней елки. И строки, которые запомнил на всю жизнь… В общем Раису Адамовну, которой было уже за семьдесят, приняли в Союз. К тому времени стихи Кудашевой знали не только писатели, но их дети и внуки.
Поэтессу стали печатать, приглашать на творческие встречи. Ее показали в кинохронике, она дала интервью «Вечерней Москве». Кудашеву похвалил мэтр, Самуил Маршак: «Эти стихи и сказки имели успех… Успех чрезвычайный. Почему? Это были вещи хорошей традиции. Фольклорной. Проверенной временем. Это были веселые книжки, несмотря на навязчивую мораль».
«Я стараюсь крепиться и не падать духом, — писала Раиса Адамовна своей знакомой Анне Сытиной. — Но все же думаю о себе: не по силам затеяла дело, слишком поздно эта история подошла ко мне». В этой фразе сквозило горькое сожаление о тяжких потерях, несбывшихся мечтах. И сломанной судьбе.
В последние годы она уже ничего не сочиняла. Телевизор не смотрела из-за плохого зрения, а радио слушала, вернее, прислушивалась, поскольку и слух подводил. Когда раздавались звуки знакомой мелодии и родные стихи, Раиса Адамовна рассеянно улыбалась. А ее старый кот довольно урчал…