«Страна развитого нудизма». Кто и зачем устраивал голые парады в послереволюционной Москве
Дети солнца и воздуха
Люди в Москве обнажались не только ради эпатажа. Они считали, что революционная демократия проявляется не только в политических лозунгах и сломе мещанского быта. Одежда считалась буржуазной условностью, от которой надо освободиться.
«Голыши» особенно активизировались летом. Они выходили на демонстрации в центре Москвы с лозунгами «Долой мещанство!», «Долой поповский обман!», «Мы, коммунары, не нуждаемся в одежде, прикрывающей красоту тела!», «Мы — дети солнца и воздуха!».
Такие «мероприятия» собирали толпы зевак. Мужчины посмеивались или плевались, женщины крестились, мальчишки свистели и порой швыряли в демонстрантов камнями. Милиционеры не вмешивались. Они просто не знали, как реагировать на подобные зрелища.
«Голыши» разгуливали не только по Москве, но и появлялись в других городах Союза — Краснодаре, Минеральных Водах, Сочи, Севастополе. В октябре 1924 года харьковский журнал «Красная оса» острил: «Снова голые. Отделом демографической статистики зарегистрировано за вчерашний день появление в Харькове 18 голых. Роды во всех случаях прошли благополучно».
Советский Союз стал не только державой победившего социализма, но и страной развитого нудизма. Представители «новой формации» собирали конференции, дискутировали, «обменивались опытом» (интересно, заседали они голые или в одежде?). Обсуждали, в частности, вопросы детского отдыха — в «Артеке» внедрили купание голых детей. Сохранились кадры кинохроники, на которых ребятишки весело плещутся в чем мать родила.
О пошлости и свободных нравах
Без малого 100 лет назад, 12 сентября 1923 года, Михаил Булгаков, в то время еще не известный писатель, а резвый репортер «Гудка», записал в дневнике: «Пятница. Яркий солнечный день. Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди (мужчины и женщины) с повязками через плечо “Долой стыд!”. Влезали в трамвай. Трамвай останавливали, публика возмущалась».
Схожую картину запечатлела писательница Наталья Баранская в книге «Странствие бездомных»: «В трамвай, идущий по бульварному кольцу, в вагон, где была я, вошла голая пара. Ничего, кроме красных полотнищ от плеча к бедру, на них не было. На полотнищах белая надпись — лозунг общества. Пассажиры взроптали, требуя у кондукторши остановить вагон и высадить бесстыжих. Но, пока возмущенные шумели, трамвай подошел к остановке и голая “агитбригада”, раздавшая несколько листовок, вылезла сама… Освобожденная от религиозных “догм”, от устаревшего понятия греха, от нравственной узды, молодежь 20-х годов разошлась: сексуальная свобода переходила в разгульный блуд…»
Что верно то верно — молодые пролетарии, среди которых было немало комсомольцев и большевиков, растоптали мораль и сделали распутство нормой жизни. Представительниц слабого пола, отвергавших притязания представителей красной элиты, презирали, называли мелкобуржуазными ретроградками. Несчастных женщин лишали премий, мест в общежитиях, распространяли слухи об их якобы буржуазном происхождении.
Типичная представительница пропаганды безудержного разврата — Александра Коллонтай, ставшая автором нашумевшей статьи «Дорогу крылатому Эросу!». Когда ей было уже за пятьдесят, она с необыкновенной легкостью продолжала менять любовников и призывала других женщин следовать ее примеру.
Подруга Ленина Инесса Арманд тоже была сторонницей свободных отношений. «Даже мимолетная связь и страсть поэтичнее, чем поцелуи без любви пошлых и пошленьких супругов», — без стеснения говорила дама, имевшая пятерых детей от пяти разных мужчин.
А что же сам Владимир Ильич, какие у него были взгляды на нравственность?
Сверкающая ленинская мысль
Однажды за границей вождь мирового пролетариата побывал на нудистском пляже, и зрелище ему понравилось. Произвела на него впечатление и другая картина: «За границей купаются вместе сотни и тысячи людей не только в костюмах, но и без костюмов, и, однако, никогда не приходится слышать о каких-либо скандалах на этой почве. С этим надо решительно бороться... Нам предстоит большая работа за новые формы жизни, упрощенные и свободные, без поповской елейности и ханжества скрытых развратников».
Так не Ильич ли, часом, подал мысль создать общество «Долой стыд!»? Все может быть. Но, скорее всего, созданию организации поспособствовал известный публицист и литературный критик Карл Радек, к которому, между прочим, благоволил Ленин. Его, невысокого, насмешливого человека в круглых очках, с бородой без усов, то исключали из партии, то снова восстанавливали и опять исключали.
В конце концов Радек был репрессирован. Но не из-за того, что отпускал опасные шутки и рассказывал антисоветские анекдоты. Не потому, что был «голубым» и маршировал без одежды по Красной площади — представьте себе, большевики позволяли такие проделки на московской святыне.
Радека погубила дружба со Львом Троцким — злейшим врагом Сталина…
Общество «Долой стыд!» было на слуху. Вот одна из шуток того времени: «Женщина в магазине с возмущением обращается к продавщице: “Как вам не стыдно так обвешивать?!” На что та с издевкой отвечает: «Я, гражданка, член общества “Долой стыд!”».
Когда исчезают классовые различия
Яркую картину «голой» Москвы нарисовал американский журналист и публицист Хьюберт Никербокер. То, что он живописует, происходило в один из летних дней 1931 года на еще песчаной набережной Москвы-реки, близ Кремля: «Тысячи мужчин и женщин, девочек и мальчиков, дети на руках, дедушки и бабушки играют в игры, едят провизию, обычную для пикника, купаются в реке или просто принимают воздушные ванны, греясь на солнце. Большинство участников пикника, юных атлетов и более старших людей, полностью обнажены… Группа юношей соревнуется в прыжках в длину. Полусотня их находится в яме для прыжков либо ожидает своей очереди. Все они раздеты… Ниже, в реке, несколько сотен женщин всех возрастов плавают, плещутся или просто беседуют, стоя по колено в воде. Никто не обращает на них особого внимания».
По мнению американца, «снимание одежды — наиболее радикальное уравнительное действие, которое может быть предпринято человечеством». Когда человек сбрасывает покровы, классовые различия исчезают и все: партийные работники, рабочие, крестьяне совслужащие, женщины и мужчины — становятся просто людьми.
Все так, но почему обнажаться надо было прилюдно? Ведь для это есть комнатушка в коммуналке, баня, лес. Странно, но об этом как-то раньше не думали.
Однако советская власть приказала подумать. В сентябре 1924 года в «Известиях» вышла статья «Культура или безобразие?» наркома здравоохранения Николая Семашко. По его мнению, «путешествие по Москве в голом виде совершенно недопустимо с гигиенической точки зрения». Нарком выразил сомнение, «содействует ли это дикое новшество нравственности», и потребовал «немедленно прекратить это безобразие, если нужно, то репрессивными методами».
На том и порешили. Но обошлось без репрессий. И народ, потешившись вволю, стал потихоньку одеваться.
Тем не менее демонстрации голых продолжались еще какое-то время. А потом они исчезли совсем. Точнее, эти люди отводили душу и тело на нудистских пляжах. Один из них и увидел американец Никербокер.
Кто знает, может, загорающих в неглиже узрел сам Сталин из своего кремлевского окошка? Вынул трубку из-под усов, пахнул дымом и хмуро посмотрел на соратников: «Непорядок, товарищи! А нужен порядок…»
И стыд снова водрузили на прежнее место. Власть велела покончить с распутством, стала защищать семью и материнство, заботиться о детях.
Это было правильно, к тому же советской стране нужны были рабочие для гигантских строек и солдаты для будущих войн.
…Прошло много лет. По Москве ходят люди в основном одетые. Но летней порой вдруг мелькнет на городских просторах обнаженное тело. Значит, кто-то, как встарь, решил эпатировать публику. Так и хочется подойти к человеку в неглиже и поинтересоваться: «У вас в роду случайно никто не состоял в обществе "Долой стыд"?»