Опубликовано 23 декабря 2016, 17:15

Книгомир уходящего года

О самых читаемых книгах столицы и проблемах литературной Москвы
МОСЛЕНТА продолжает подводить итоги года, и на сей раз мы поговорили с экспертами литературного рынка столицы о самых читаемых книгах, новых форматах и проблемах, которые у читателей и бизнеса теперь общие. Также мы изучили топы продаж самых известных книжных магазинов столицы и выяснили, что предпочтения их посетителей практически не пересекаются.
Книгомир уходящего года
Кирилл Каллиников / РИА Новости

МОСЛЕНТА продолжает подводить итоги года, и на сей раз мы поговорили с экспертами литературного рынка столицы о самых читаемых книгах, новых форматах и проблемах, которые у читателей и бизнеса теперь общие. Также мы изучили топы продаж самых известных книжных магазинов столицы и выяснили, что предпочтения их посетителей практически не пересекаются.

Топы

Сооснователь магазинов «Циолковский» и «Фаланстер» Борис Куприянов рассказал МОСЛЕНТЕ о лидерах продаж в своем втором магазине, пользующемся особой популярностью у всех причастных к гуманитарным наукам:

  1. «Капитал», Карл Маркс;
  2. «Формальный метод: антология русского модернизма», 3 тома под ред. С. А. Ушакина;
  3. «Воображаемые сообщества», Бенедикт Андерсон;
  4. «Динамика слизи. Зарождение, мутации и ползучесть жизни», Бен Вударт;
  5. «Размышления о западном марксизме», Перри Андерсон.

Представитель книжного «Москва», Екатерина Мосина поделилась статистикой топ-покупок в магазине на Тверской:

  1. «Вся кремлевская рать», Михаил Зыгарь;
  2. «Авиатор», Евгений Водолазкин (ред.Е.Шубина);
  3. «Москва: место встречи.Городская проза», Людмила Улицкая, Дмитрий Глуховский, Дмитрий Быков, Денис Драгунский и др., (ред.Е.Шубина);
  4. «Ежик в тумане», Сергей Козлов, Юрий Норштейн;
  5. «Шантарам» в 2-х книгах Грегори Робертс.
Книгомир уходящего года

© Евгений Биятов / РИА Новости

Представила топ-5 и руководитель сети «Московский Дом книги» Надежда Михайлова:

  1. «Вся кремлевская рать», Михаил Зыгарь;
  2. «Тень горы», Грегори Робертс;
  3. «До встречи с тобой», Джоджо Мойес;
  4. «Гарри Поттер и проклятое дитя. Части первая и вторая», Джоан Роулинг;
  5. «Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери.

Электронное меньшинство

Составленные экспертами топы — итоги продаж печатной литературы. С ними зачастую не совпадают рейтинги по электронным покупкам. Так, в книжном «Москва» реальная и виртуальная пятерки не сходятся ни в одном пункте:

  1. «На службе зла», Роберт Гэлбрейт;
  2. «Вселенский заговор. Вечное свидание (сборник)», Татьяна Устинова;
  3. «Ждите неожиданного», Татьяна Устинова;
  4. «Лестница Якова», Людмила Улицкая;
  5. «Малиновый пеликан», Владимир Войнович.

Московский электронный сегмент в этом году, как и в прошлом, прибавил в объеме. Делать по нему выводы касаемо рынка цифровых книг в России нельзя: в столице продается около половины всех электронных изданий, которые реализуются в нашей стране.

Книгомир уходящего года

© Владимир Астапкович / РИА Новости

«Москва, как и Санкт-Петербург, отличаются от других городов России – здесь покупают большое количество электронной литературы, она почти доминирует, — рассказал МОСЛЕНТЕ вице-президент Ассоциации книгоиздателей России (АСКИ) Олег Филимонов. – Правда, в пределах всей страны электронные книги заняли лишь небольшую долю, в пределах 10% в уходящем году».

Он также призвал не тревожиться о будушем печатной книги. «Например, сейчас в Штатах объем электронных и печатных книг в соотношении примерно один к двум. До какого-то момента электронная литература там прибавляла в объеме, а потом остановилась и даже немного отступила», — рассказал Филимонов.

По словам эксперта, пример США показал, что сегмент электронной литературы может стремительно расти приблизительно до отметки в 33%. Правда, потом он остановится или сохранит этот объем.

Кризис добрался

А вот проблема сокращения читательской аудитории в целом действительно существует и принимает угрожающие масштабы, о чем эксперты говорят не первый год. Проблема эта чисто экономическая: дорожает печатная литература, снижается количество книжных тиражей, из-за высокой стоимости аренды закрываются торговые точки. Однако понять, что первостепенно – снижение интереса к чтению или финансовые трудности – сложно. Все переплетено.

«В Москве меньше всего книжных магазинов на душу населения, чем в любой столице мира. Мы живем в очень нелитературном, некнижном городе», — считает Борис Куприянов.

Экономический кризис заметно бьет по книжной индустрии в Москве, утверждает Надежда Михайлова. «Общая экономическая ситуация в стране отражается и на книжной отрасли, в результате чего на сегодняшний день книжный рынок продолжает падать. Мы сталкивается с негативными тенденциями: книжные магазины в Москве закрываются, количество проданных книг, как и число покупателей, снижается», — отметила эксперт.

Закрытие книжного магазина «Москва» на Воздвиженке.

Закрытие книжного магазина «Москва» на Воздвиженке.

© Вадим Скрябин / ТАСС

Покупка большого количества книг – удовольствие, сегодня доступное не каждой семье, уверен Олег Филимонов. А потому издания боятся неполной реализации товара и сокращают тиражи. «Книга дорожает. С этим связано и сокращение тиражей. Сегодня среднее количество отпечатанных экземпляров одной книги – 4,5 тысячи для распространения по всей стране», — объясняет он.

В уходящем году из-за высокой арендной ставки закрылась одна из самых популярных книжных площадок столицы – магазин «Москва» на Воздвиженке. Уже не первый год в столице закрывается по несколько десятков книжных. Переломить тенденцию пока не удалось. Одной из причин повальных закрытий в 2015-м эксперты рынка называли введение торгового сбора.

Оценив ситуацию, Минэкономразвития уже предложило освободить торговые точки от новых финансовых обложений. Будем надеяться, что с началом 2017-го в московский, да и в общероссийский книгомир все-таки придет новогодняя сказка.