Путь святостей
МОСЛЕНТА увидела сокровища «наихристианнейшего короля» Средневековья Людовика IX3 марта в Музея Московского Кремля открывается выставка шедевров готического искусства «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», посвященная фигуре «наихристианнейшего короля» средневековой Европы — Людовику IX и собранным им реликвиям. Многие реликвии приедут в Россию впервые, а некоторые и вовсе не покидали Францию. МОСЛЕНТА одной из первых ознакомилась с представленными в экспозиции сокровищами и поговорила с экспертами.
Путь к реликвии
Добраться до святости в любом ее проявлении не так-то просто, но так, наверное, и должно быть. Так и здесь: на пути от Кутафьей башни до Патриаршего дворца, в одном из залов которого и расположилась выставка, каждого разогнавшегося непременно остановят одетые в форму стражи порядка и объяснят, что мол, налево — ни-ни, а можно только направо и не торопясь.
Брать быстрый темп тут все равно нет никакого смысла, потому что, едва попадаешь на выставку, как все равно замедлишься, задержишь дыхание, а, может, даже, ненадолго замрешь — уж больно тут все вокруг хрупкой и изящное.
«В грузовом отсеке самолета мы привезли вам витражи, которым восемь столетий! — с гордостью восклицает один из главных инициаторов этой экспозиции, президент Центра национальных памятников Филипп Белаваль. — Хочу заметить: со времен своего производства они ни разу не покидали территорию Франции. И первое их путешествие — в Россию!»
«Произведения XIII века и правда материя очень хрупкая. И решиться на то, чтобы их перевозить, было очень непросто, — подтвердила МОСЛЕНТЕ его слова и генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина. — Слава богу, что и во Франции, и в России уже накоплен очень богатый опыт передвижения подобных старинных экспонатов. Более того, они сопровождались хранителями на всем своем пути – от того места, где их вынули с витрины, до залов нашего музея».
Венец и лиможские эмали
К слову сказать, всего на выставке, идея которой возникла еще два года назад, представлено семьдесят восемь шедевров готического искусства, так или иначе связанных с эпохой Людовика Святого.
И большинство из них действительно впервые показывается в нашей стране – как те самые витражи из Сент-Шапель, так и уникальные предметы из крупнейших собраний Франции, то есть из Лувра, Национального музей средневековья, ряда провинциальных музеев, а также рукописи и документ из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.
«Здесь представлены два вида письменных памятников, — рассказывает Филипп Белаваль. — Во-первых, это пергаментные рукописи, во-вторых, рукописные книги. Из первых я бы выделил памятник времен самого Людовика — его завещание. Что же до книг, то мой любимый экспонат на этой выставке — Евангелие в прекрасном переплете с драгоценными камнями».
Однако, конечно же, главный экспонат — реликварий Тернового венца, созданный из позолоченного серебра и горного хрусталя в 1806 году, в котором более полувека находился Терновый венец Спасителя. Он хранится в Соборе Парижской Богоматери, хотя изначально ради него и других реликвий был построен целый храм Сент-Шапель (святая капелла).
Кроме того, посетители смогут увидеть готические скульптуры Людовика и членов его семьи, ювелирные украшения, ковчег-квадрифолий с образом святого Франциска Ассизского, корону-реликварий, по преданию, подаренную Людовиком монастырю доминиканцев в Льеже, Евангелие с драгоценным окладом и другие артефакты.
В выставке также примет участие Государственный Эрмитаж, который предоставит лиможские эмали и произведения из слоновой кости XIII – начала XIV века из своего собрания.
Публике понравится
«Думаю, российская публика останется довольна, потому что в эти дни в Кремле можно будет увидеть не только замечательные объекты XIII века, но и познакомиться с удивительной личностью Людовика и с его деяниями, – продолжает Филипп Белаваль. — Ведь его эпоха во Франции была связана с утверждением королевской власти, при нем и архитектура, и искусство достигли небывалого расцвета, совершенно не характерного для Средневековья».
«Людовик действительно был великим императором, — соглашается Елена Гагарина. — хотя и противоречивым. Начиная с него, европейская юридическая система строится на таком понятии, как презумпция невиновности. Он был меценатом, при котором были построены главные готические соборы Франции — Шартрский, Амьенский, а также капелла Сент-Шапель для реликвий Страстей, которые он купил. Он собрал грандиозную библиотеку, часть книг из которой привезена сегодня в Москву. Он сделал Францию духовным центром Европы».
Будет ли понятна эта выставка обычным посетителям или она предназначена исключительно для профессионалов?
«Мне сложно судить об этом, — говорит Гагарина. — Потому что для людей моего поколения французское Средневековье известно достаточно хорошо. А вот для нынешней молодежи — не факт. Однако, в любом случае они смогут хотя бы просто познакомиться с редчайшими памятниками готики и личностью Людовика Святого, что не только познавательно, но и поучительно».