Опубликовано 12 августа 2016, 19:30

Фабрика счастливых людей

Путеводитель по Парку Горького от его главного экскурсовода
12 августа официальный День Рождения главного парка страны — ЦПКИО имени Горького. В этом году ему исполняется 88 лет. Специально для МОСЛЕНТЫ экскурсию по Парку провела Елена Соболева, которая работает здесь уже 25 лет
Фабрика счастливых людей
архив Парка Горького

12 августа главный парк столицы — ЦПКиО имени Горького — празднует День Рождения. В этом году ему исполнилось 88 лет. Специально для МОСЛЕНТЫ уникальную экскурсию по Парку провела Елена Соболева, которая работает здесь уже 25 лет. Она рассказывает так, что и в дождь, и в снег группы не расходятся по несколько часов, требуя всё новых и новых историй.

Волшебница на электрокаре

Елене Соболевой скоро 70, но она до сих пор катается на горных лыжах по «чёрным» трассам и прыгает в море со скал «рыбкой» там, где её внуки ныряют «солдатиком». 20 лет проработав начальником отдела рекламы ЦПКИО, она заведует теперь его архивом, водит по Парку десятки экскурсий и квестов и выглядит как рок-звезда на пенсии: джинсы, хипповая рубашка с яркой вышивкой, руки в затейливых перстнях с кельтской символикой.

Рабочее место выглядит под стать хозяйке. Там, где в советских официальных кабинетах помещался бархатный флаг с кистями, у Елены Семёновны стоит ворох разноцветных мётел из квеста по Гарри Поттеру и табличка «экскурсии» на длинной ручке. На свежевыкрашенной розовой стене — монументальный портрет Горького, на столе и в шкафах позируют, подбоченясь, «девушки с веслом». Рядом с напольными часами XVIII века сияет азиатский гонг. Всё это очень похоже на музей аниме-студии Гибли в Токио, где для детей созданы «комнаты волшебников», которые как будто бы приходят туда по ночам и рисуют самые интересные мультфильмы на свете.

В кабинете ещё два стола. «В РГГУ ко мне на практику очередь стоит, — рассказывает Елена. — Выбрала лучших и не сожалею. Понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. С Любовью Шарковой и Артемом Голбиным мы ведем научную работу, изучаем историю земель от Болотного острова до Воробьевых гор в архивах Москвы. Ведем практикантов из колледжей и ВУЗов, разрабатываем новые экскурсионные маршруты и проводим их на территории Парка Горького. Молодёжь успешно защитила дипломы и учиться уже в аспирантуре. Кафедра у меня, кафедра!»

Наконец, Елена Семёновна забирает ключи от электрокара, и мы отправляемся в поездку по территории Парка. «Это служебный транспорт, в прокат не выдается», — привычно отвечает она молодым людям, которые каждые 5 минут выходят из толпы гуляющих, из кустов и из кафе, влюбленными глазами глядя на миниатюрную белую машинку.

Итак, экскурсия начинается.

Триумфальная арка

Елена Соболева, заведующая историко-культурным сектором Парка Горького

Театр, даже Большой, начинается с вешалки, а Парк — с целой Триумфальной арки. Когда-то вход на территорию был прямо у Садового кольца, там стояли три сараеподобных здания с лозунгами: «Да здравствует…», «Приветствуем…», — всё в духе того времени. И «переехал» вход только в годы послевоенной реконструкции.

В годы войны на территории Парка была выставка трофейного вооружения, где посреди вражеских самолетов, танков и зениток гордо возвышался пятиметровый памятник Сталину из красного мрамора. Это древняя традиция — выставлять трофеи в центре столицы. Ещё в древнем Риме носы вражеских кораблей крепили на колоннах в центре города, отсюда и традиция ставить растральные колонны.

И так как Парк стал местом прославления нашей победы в Великой Отечественной войне, к её десятилетию в 1955 году здесь воздвигли Триумфальную арку. В проекте архитектора Юрия Щуко и Ассена Спасова она имела ещё более величественный вид: сверху, как и Зимний дворец, её должны были украшать скульптуры. Но из-за нехватки денег бюджет сиквестировали, и скульптуры не сделали. А на больших квадратных тумбах непонятного назначения, которые можно видеть слева и справа на смотровой площадке наверху арки, в 1950-х были флагштоки с огромными флагами.

С 1955-го по 2014 арка выстояла без реставрации. Она прошла в 2015 году, и прошла прекрасно: восстановили изначальную цветовую гамму колонн и панелей, а ворота и всю ограду вывозили в Санкт-Петербург, где их очистили, заново покрыли защитным покрытием и привели в порядок.

Фабрика счастливых людей

© архив Парка Горького

Полукруглые здания при входе — циркумференции — изначально задумывались как кассовые пилоны: из окошек на первом этаже продавали входные билеты. Вначале, когда я в 1992 году пришла работать в Парк начальником рекламного отдела, мой кабинет находился на втором этаже в левой циркумференции. У меня в подчинении был только один технический сотрудник, который помогал тиражировать билеты и изготавливать афиши.

На этой работе я пережила все моменты становления понятия рекламы в СССР, а затем и в России. Изначально даже сам термин «реклама» редко использовался, нашей задачей была пропаганда мероприятий парка. Цель была одна — чтобы люди шли и платили за входной билет, который вначале стоил 20 копеек, затем 50. Закончили мы на цене в 80 рублей.

А с 2010 года, с приходом в парк Сергея Капкова, вход стал бесплатным. Поскольку основными позициями источника доходов ЦПКиО были входные билеты, аттракционы и общепит, то парк сразу лишился огромных денег. Новой команде пришлось очень многие процессы организовывать и налаживать заново.

С момента, когда я пришла работать в парк, я стала интересоваться его историей: материалы, которые мне попадались, записывала и хранила в личном архиве, копила их. И когда сюда пришла креативная команда Сергея Капкова, я им первым делом предложила дать мне заняться историей Парка, разработать новый проект. Сказала, что подготовлю и буду вести экскурсии и квесты. Это не потребовало ни рубля вложений, весь ресурс — мои мозги и энергия. Найденный к тому времени в Летнем домике графа Орлова архив фотографий послужил базой для создания фотокаталога истории Парка.

И ещё я им сказала, что моей голубой мечтой всегда было открытие музея Парка и смотровой площадки на крыше входной арки. И, знаете, они всё это сделали! Конечно, не ради меня, но всё равно, так приятно!

Кустарно-промышленная выставка

Владимиром Ильичом Лениным в 1922 году было принято решение провести первую всероссийскую сельскохозяйственную кустарно-промышленную выставку, чтобы показать всему миру, что старый мир умер, но есть новая Россия, новое перспективное государство, которое имеет большое будущее. И тогда за очень короткое время на территории от Крымского вала до Нескучного сада было построено 225 временных павильонов, спроектированных такими именитыми архитекторами, как Олтаржевский, Шехтель, Мельников.

1923 год. Павильон на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке

1923 год. Павильон на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке

© РИА Новости

Единственный сохранившийся от того периода павильон — «Шестигранник». Он дошёл до наших дней только потому, что его автор, Иван Жолтовский, применил при строительстве бетон такого качества, что он выстоял, несмотря на все перипетии. Изначально это был павильон сельскохозяйственного машиностроения, поэтому выполнен он в виде гигантской шестеренки. Сейчас разрабатывается проект его реконструкции.

Судоверфь – кинотеатр – здание администрации

Следующее здание Парка, в котором мне довелось работать, находится справа от главного входа и одной стороной обращено к Москве-реке. Оно построено на месте завода братьев Бромлей — немцев, которые в 1835 году открыли здесь мастерскую, производившую ремонт лодок. Со временем братья отстроили добротный кирпичный завод со стапелем, где трудилась тысяча наёмных рабочих.

Архитектор-авангардист Константин Мельников, который впоследствии разработал планировку партера Парка от входа до Нескучного сада, принимал участие и в подготовке кустарно-промышленной выставки. Когда «могучая кучка» архитекторов при его участии и под руководством Щусева задумала создать вытянутые вдоль акватории Москвы-реки аллеи и пересекающие их косые аллеи, они не знали, что делать со зданием завода Бромлей. Его хотели снести, ведь вход на выставку должен был находиться со стороны Крымского моста, там, где сейчас малые входные ворота. В результате было принято решение сделать из него Кустарный павильон.

1939 год. Памятник Максиму Горькому.

1939 год. Памятник Максиму Горькому.

© архив Парка Горького

Здание отреставрировали, облицевав его верх гжельской плиткой, кирпичные элементы отделки фасада побелили, и бывший завод засиял, как пасхальное яйцо, как новогодняя игрушка. Когда позже началось возведение постоянных парковых зданий, снесли его часть, которая перекрывала проход вдоль набережной, а оставшееся здание использовали для создания кинотеатра «Великан». Главный вход в него был там, где сейчас под навесом парковка служебных электрокаров.

В годы войны в кинотеатр попала бомба, и до сих пор там, в центральной части здания, пустота: только стены, крыши нет, наружу выглядывает крона одного из растущих внутри деревьев. В правой части здания сейчас — администрация Парка, а в левой — офис Музея современного искусства «Гараж». Проёмы окон в центре заложены, и в дождливую погоду их очертания проступают, как глаза прошлого, которые смотрят на нас, в настоящее.

Кинотеатр был уникальным для своего времени. По рекомендации первого директора Парка Бетти Глан пригласили бразильского архитектора Родриго да Коста, и его проект был очень продвинутым, как будто бы рассчитанным на нашу, сегодняшнюю реальность. В интерьере были стеклянные кубы, по которым струилась вода, голубая подсветка, маленькие оранжереи. В фойе стояли две эстрадные площадки в виде раковин, звучала живая музыка, перед сеансами организовывали концерты и танцы. Он вмещал 1200 зрителей. И учитывая то, что альтернатив ему в Москве не было, он пользовался огромной популярностью, как и весь парк, который в 1930-х стал площадкой №1 в городе.

День открытия

Само открытие парка прошло достаточно трагично. Накануне, 11 августа 1928 года, в газете «Рабочая Москва» была опубликована заметка, в которой сообщалось, что в день торжественного открытия вход будет бесплатным, а в последующие дни взрослый билет будет стоить 10 копеек, детский — 5. У людей тогда каждая копейка была на счету, доступных бесплатных мероприятий не было. В результате стотысячная толпа ворвалась на территорию Парка, и «халява» подвела всех… Ни временных ограждений, ни оцеплений, которые сейчас можно видеть на городских мероприятиях, тогда не было. И первые посетители снесли все: выгородки, спортивные площадки. К вечеру толпа схлынула, оставив после себя только окурки, обрывки газет и вытоптанную территорию.

1929 год. Максим Горький выступает в парке.

1929 год. Максим Горький выступает в парке.

© архив Парка Горького

Уровень культуры населения тогда оставлял желать лучшего. Тогда в Москве жили 2,5 миллиона человек: узкая прослойка интеллигенции, которая не захотела или не смогла уехать в эмиграцию, рабочий класс, который тогда, в начале индустриализации, только зарождался. И было ещё огромное количество сельской молодежи, которая стремилась к городской жизни.

Они с детства привыкли пахать «от зари до зари»: вставать рано, доить, кормить скотину, и так, в делах по хозяйству, проводить день до глубокой ночи. А здесь они оказались в ситуации, когда смену отработали, и есть время отдохнуть, но как им распоряжаться, они не знали. Появилось понятие «досуг», и были созданы многочисленные дома культуры и такие места, как Парк Горького, где это свободное время можно было проводить.

Две девушки с веслом

Фонтан, который мы видим сегодня, раньше располагался гораздо ближе к входу в Парк, в партерной части. В его центре в 1935 году установили символ новой России — 9-метровую статую обнаженной девушки с веслом, выполненную Иваном Шадром. В качестве модели скульптор выбрал спортсменку и комсомолку Веру Волошину, которую присмотрел в бассейне института физкультуры. Кстати, Вера во время войны попала в партизанский отряд вместе с Зоей Космодемьянской и в один день с ней была казнена немцами.

Однако скульптура не понравилась Сталину. Увидев её во время визита в Парк, он сказал: «Это — убрать». Скульптуру отвезли в парк культуры и отдыха имени Горького города Луганска. Но Шадр остался верен себе и к лету 1936 года создал новую, более сдержанную и холодную, но опять полностью обнаженную 12-метровую девушку с веслом, моделью для которой стала гимнастка Зоя Бедринская.

Почему скульптор упрямо каждый раз делал её с веслом? Скульптура заказывалась и создавалась как олицетворение молодой России, перед которой открываются грандиозные перспективы. Скульптор её изобразил в виде девушки. А какие перспективы у девушки? Стать женщиной, матерью. Что для этого нужно? Вторая половина. Как представить вторую половину в скульптуре, изображающей одну лишь девушку? И Шадр дал ей в руки весло.

Вторая версия статуи была демонтирована в ходе послевоенной реконструкции, а сам фонтан переместили на 200 метров в глубь парка и увеличили в размерах к Международному фестивалю молодежи и студентов 1957 года. Мне тогда было 10 лет, и я помню, как мимо железнодорожной станции, где я проводила каникулы, шли поезда с участниками. Там были представители всех рас: и китайцы, и африканцы, — для нас, советских детей, тогда это было что-то невообразимое. На станции они выходили поразмяться, покурить, и мы выклянчивали у них значки и собирали спичечные коробки с иностранными этикетками.

Бетти Глан

Парк — это, в первую очередь, коллектив, потому что его делают люди. Здесь был свой техникум массовиков-затейников, который выпускал по 100 человек за учебный год. Парк обслуживали в те советские времена 2500 сотрудников! Их усилиями здесь проводились и концерты, и танцы, и викторины, и спортивные соревнования. Сейчас штатных сотрудников Парка всего около 500, а территория увеличилась, и площадок стало больше.

Первый директор, Бетти Глан, была уникальной женщиной. До приглашения на пост директора Парка Горького она стала женой Генерального секретаря компартии Югославии Милана Горкича. Познакомились они в Германии, куда Бетти приехала на международный коммунистический конгресс как член Коминтерна. Такую карьеру она сделала благодаря Луначарскому, который отметил её среди талантливой молодежи на выступлении в Одессе, где она, выпускница консерватории, играла на рояле. Она была родом из богатой купеческой киевской семьи, владела несколькими иностранными языками, и Луначарский пригласил её в Москву работать.

1935 год. Студенты готовятся к карнавалу.

1935 год. Студенты готовятся к карнавалу.

© архив Парка Горького

Зная лично многих творческих людей и имея такую возможность, она привлекала лучших специалистов своего времени: архитекторов для создания планировки, театральных режиссеров и сценаристов, чтобы наладить агитационно-просветительскую работу.

«Взлетев» в 25 лет, став директором Парка, и плодотворно работая, Бэтти Глан практически создала его с нуля. Но в 1937 году была арестована одновременно с мужем, которого расстреляли по обвинению в шпионаже. Она осталась жива, но в 1938-м ее сослали в ГУЛАГ на долгие 17 лет.

Герберт Уэллс, посетивший парк в 1934-м, назвал его «комбинатом культуры». Бэтти Глан показала ему ЦПКиО, рассказала о перспективах, карнавалах, спортивных состязаниях в парке. Скептик по натуре, писатель был поражён морем огней и яркостью улыбающихся лиц. «Вы директор не только парка, вы директор фабрики счастливых людей», — сказал он ей.

Пионерский пруд

Пионерский пруд раньше назывался Малым и принадлежал усадьбе Лопухиной, которую в 1830-х годах Московская гильдия купечества выкупила под мещанское училище – им нужен был менеджмент, который будет продвигать их продукцию, развивать торговлю. В бывшей усадьбе организовали мещанское училище, которое выпустило более 5000 специалистов. В советские годы в этом здании находится Горный институт. Получается, ещё со времён Николая I это здание выполняет образовательную функцию в городе, только профиль изменился.

А ещё в этом пруду ловил рыбу племянник Антона Павловича Чехова, знаменитый актёр и автор принятой сейчас в Голливуде системы обучения Михаил Чехов. Фёдор Шаляпин в подростковом возрасте катался здесь на коньках.

Вдоль пруда можно видеть скульптуры, сохранившиеся с советских времен: «Материнство», дальше стоит «Дискобол». В глубине Парка сохранилась «Гимнастка на буме» и установленная на месте парашютной вышки «Балерина», которую лепили с Галины Улановой. Это всё наследие двух талантливых людей: Елены и Матвея Янсон-Манизер. Они в 30-х годах создавали скульптуры для ЦПКиО, которые потом тиражировались и расходились по паркам страны.

Спорт

Именно здесь зарождалось движение ГТО: целыми коллективами сюда приходили сдавать нормативы. Здесь были школы плавания, бальных танцев, фигурного катания и танцев на льду. В обшитых коричневыми досками павильонах сейчас находятся образовательные центры Музея современного искусства «Гараж» и «Зелёная школа», а раньше помещались гардеробы катка, открывшегося здесь в 1931 году, всего их было четыре.

20 000 москвичей ежегодно вставали здесь на коньки только оттого, что в Парке был дешёвый прокат, и огромные территории заливались зимой под каток. 125 000 квадратных метров льда! Аллеи, площади — всё было залито. Заливали землю, потому что асфальта на дорожках не было, был битый кирпич, который хорошо впитывал влагу и с него легко было сметать мусор. Когда я школьницей сюда приходила, помню, у нас были белые воротнички, манжеты, фартучки и носочки. И после дня в Парке я возвращалась домой вся в розовом: мы ж дурака валяли, бесились, с дорожек поднималась розовая пыль…

Светоговорильня

И вот мы на Пушкинской набережной, которая была названа так в 1937 году, когда отмечалось 100-летие со дня гибели поэта. С набережной видна ажурная беседка, созданная по задумке Бэтти Глан как площадка для творческой молодежи. Здесь поэты впервые исполняли свои стихи, выступал Маяковский

Электрификация только шла по стране, по Москве, а здесь, в Парке, уже было море электрических огней. И когда Герберт Уэллс сюда приехал, он был в шоке: всё в темноте, а парк сияет! И здесь же были карнавалы, шествия, спортивные площадки, современные санузлы, — то, чего во всей России нет. В Парке повсюду выступали агитаторы, артисты, провозглашавшие со всех площадок социалистические лозунги. Мандельштам называл всё это «светоговорильней».

А ещё на старых фотографиях на Пушкинской набережной можно видеть полосатые будки «Почта». Я начала выяснять, что же за услуги предоставляли там населению, и не сразу, но нашла ответ на этот вопрос. Оказалось, что в 1930-х годах каждый желающий, заполнив на этой «Почте» бланк, мог отправить к понравившейся незнакомке посыльного с букетиком цветов и любовным посланием.

История территории

Можно сказать, что история земель парка начинается от 1802 года, когда открылась Голицынская больница, и продолжается до нашего времени, когда к нам присоединили Воробьевы горы и озеленённую территорию МГУ. А недавно Парк Горького был объединен с Парком искусств МУЗЕОН. Теперь общая площадь парка сравнялась с той, которая изначально была в замыслах архитекторов - 282 га против 300 га. Они хотели разбить Парк от Дома советов до сегодняшней территории Университета.

Вообще, история парка — это история всех земель от Крымского вала до Воробьевых гор. Две круглые беседки-ротонды на Пушкинской набережной обозначают границы территории Голицынской больницы, которая теперь стала Голицынским корпусом 1-й Градской. Изначально она была построена для неимущих, здесь всех лечили бесплатно, 150 человек одновременно. Её территория с прудами шла до самой реки, этот участок был подарен князьями Голицыными городу.

Пиковая Дама против Николая I

Наш Парк — это, конечно, уникальное место в Москве, где отражается вся история государства. После того, как в 1826 году Николай I взошёл на престол, бал в честь коронации проходил здесь, в Нескучном саду, в бывшем дворце Демидова, проданном Орлову. И жена государя — немецкая принцесса со слабым здоровьем — сказала: «Мне очень нравится Нескучный. Я хочу это иметь».

Николай I очень быстро скупил у Орловых, Шиховских, Трубецких все их имения на этом берегу Москвы-реки. Все, кроме одного. Графиня Чернышова-Голицына сказала: «Не продам. Никогда». И в завещании написала: «После моей смерти 5 лет не продавать мои угодья». И первое лицо государства, Николай I, ничего не мог сделать! И по дороге в свои здешние владения объезжал её территорию по берегу Москва-реки.

А Наталья Петровна Чернышова-Голицына прожила по тем временам рекордно продолжительную жизнь — 93 года и стала прообразом для Пиковой дамы Пушкина. Она вышла замуж за графа Голицына, во много раз умножив его состояние и раздав его карточные долги, так что, можно сказать, была прекрасным топ-менеждером.

В юности она ездила верхом как в женском седле, так и в мужском и стреляла лучше мужчин. Так что на спортивных соревнованиях, так называемой «карусели», которую устраивала Екатерина II, она неизменно занимала первые места, за что в один год была награждена золотой медалью, а в другой — бриллиантовой диадемой. Она была не только красавицей, но и дамой с характером, к ней стояла очередь из женихов.

1981 год.

1981 год.

© Владимир Яцин/ ТАСС

Когда родились и немного подросли дети, она переехала с ними в Париж, открыла там салон. Тогда было такое правило — образование детям аристократических семей давать в Европе. Опять-таки, заметьте, ничего не меняется в этом мире, в наше время всё вернулось к этой традиции. И вот, находясь в Париже с сыном, она проигралась в пух и прах. А характер не позволял ей смириться с этим. И она побежала за советом куда? К экстрасенсу, говоря сегодняшним языком, к провидцу, графу Сен-Жермену. И он ей сказал: «Если вы сыграете в той же компании в течение недели и поставите на такую комбинацию карт, как дама, семерка, туз, вы отыграете проигрыш».

Женщина она была умная, графу не поверила, но решила — а почему бы не попробовать? И отыгралась. И никому об этом происшествии не рассказывала впоследствии. Проигрывался неоднократно муж, который изначально был транжиром. Проигрывался старший сын, Митенька, который был ни много ни мало генерал-губернатором Москвы. Никому из них она секрета не выдавала. А вот когда проигрался внучатый племянник, с которого она глаз не сводила — с ним секретом поделилась. И он отыгрался. Его сверстником был Александр Сергеевич Пушкин, который, узнав эту сказочную историю, тут же воплотил ее в «Пиковой даме».

Чернышова-Голицына, которая умерла в один год с Пушкиным, знала о выходе «Пиковой дамы» и о том, что образ старой графини списан с неё. Но известно, что эту повесть она не читала, так как зрение на старости лет у неё было уже слабое.

Почему Нескучный так называется

Хотя сейчас эта площадка официально называется «театр Стаса Намина», для меня это по-прежнему Зелёный театр Парка Горького. Вместо сцены, рядов зрительских мест и большой заасфальтированной площади, которая перед ним находится, раньше была Площадь смычки — смычки села и города. Здесь проходили огромные митинги, слёты, собиралось до 200.000 человек.

А потом в 1933 году здесь построили Зелёный театр, в котором проходило множество театральных и кинематографических событий первой величины. Например, именно здесь, на самом большом экране страны размером 15х17 метров, прошла премьера фильма «Цирк» с Любовью Орловой.

А прежде здесь были 5 террас ботанического сада Прокопия Демидова, который рабочие создавали два года, выравнивая крутой правый берег Москвы-реки и засыпая плодородной почвой. Унаследовав огромное состояние от династии металлургов, металлургией Демидов совершенно не интересовался. Он увлекался ботаникой и поэтому организовал самый большой в мире ботанический сад: более 2.200 наименований растений со всего мира можно было увидеть на террасах и в оранжереях. Благородные особы посещали этот сад с большим удовольствием, место стало модным.

1934 год. Зеленый театр Парка Горького.

1934 год. Зеленый театр Парка Горького.

© архив Парка Горького

Но челядь доложила Демидову, что, несмотря на высокий уровень публики, которая здесь бывает, цветочки постоянно срывают, невзирая на их редкость. Он так негодовал! Человек он был очень эксцентричный и вот что придумал: велел снять с постаментов часть статуй и расставить вместо них слуг, вымазанных побелкой. Слуги должны были тайно следить за посетителями и останавливать тех, кто пытался срывать редкие цветы. Чувствительные особы, впервые столкнувшись с ожившей статуей, падали в обморок, а сад с такими развлечениями стали называть Нескучным.

Поцелуй Пушкина и Гончаровой

Сейчас на территории Нескучного восстанавливаются мосты: Большой каменный, предназначавшийся для карет, Средний каменный и Гротесковый – самый маленький, возле Москвы-реки. Именно через него Пушкин вёл свою невесту Наталью Гончарову в тот короткий миг своей биографии, когда он был женихом.

Ухлёстывал он за женщинами много и увлекался часто, но к своей будущей красавице-жене изначально питал особые чувства, поэтому сватался к ней дважды. В первый раз, когда ей было 16, её именитое семейство отказало поэту-фрилансеру. А через два года, когда ей исполнилось 18, решала уже сама Наталья, и она выбрала Пушкина.

И Александр Сергеевич пригласил Наталью со всей её семьей в Воздушный царский театр, который находился в оврагах Нескучного. «Воздушный» в данном случае значит открытый, без крыши. Николай I, скупив здесь все земли, кроме голицынских, повелел соорудить царский Александрийский дворец, основным зданием которого стал каменный дом бывшей усадьбы Демидовых. Никто не брезговал наследием предыдущих поколений, если оно было качественным. А Воздушный театр стал одной из увеселительных площадок при Александрийском дворце.

И вот, приведя в театр всю компанию, Пушкин, ко всеобщему удовольствию, сорвал тем самым репетицию спектакля. Потому что присутствовавшие здесь именитые актеры Щепкин и Качалов раньше Александра Сергеевича не видели и не хотели упустить возможности пообщаться лично. А по Гротесковому мостику Александр Сергеевич провожал Наталью после этого визита в театр и поцеловал её здесь, что отражено в дневниковых записях. Поэтому наш Гротесковый мостик стал символом любви.

Беседка имени 800-летия Москвы

Беседка им. 800-летия Москвы. Середина 1960-х гг.

Беседка им. 800-летия Москвы. Середина 1960-х гг.

© архив Парка Горького

Поднявшись по дорожке от мостика, мы видим интересный памятник послевоенной эпохи, наверное, самый «уютный» воинский мемориал в нашем городе — беседку имени 800-летия Москвы. Ансамбль красивый: чаши с фонтанами, цветники, скамейки. В 1947 году, после Великой Отечественной войны, Сталин дал указание построить памятник русским победам. Поэтому здесь на барельефах изображены главные победы русского оружия, начиная с XIV века и заканчивая Второй Мировой. Сцены из последней были позднее кем-то откорректированы: фигуру Сталина убрали. Я ещё помню, когда наверху этой беседки крепилась бронзовая диадема.

Охотничий домик

Ещё дальше, в глубине Нескучного сада, за оградой стоит охотничий домик, в котором с 1990 года снимают «Что? Где? Когда?». Это самая старинная постройка на территории Нескучного, единственная сохранившаяся из ансамбля усадьбы Никиты Юрьевича Трубецкого. В 1725 году он купил у архимандрита Заиконоспасского монастыря Германа находившееся здесь деревянное строение, и за аренду земли платил по 12 рублей в год.

Трубецкой купил это место для своего пятилетнего сына «на вырост». Здесь были дикие места, лес, а князь любил охотиться верхом. И здесь построили охотничий домик, в котором хранился порох и ружья, гости оставляли одежду, а потом привозили сюда отловленную дичь. Рядом были псарни, в домике жили слуги.

Благодаря тому, что я знакома с режиссером и ведущим игры, Владимиром Яковлевичем Ворошиловым, вся его команда относится ко мне с пиететом и все мои просьбы выполняет. Как-то надо было привезти сюда делегацию из Астаны, я звоню, а мне отвечают: «У нас ремонт, ничего нет, ни столов, ни стульев». Я говорю: «Ребята, я приеду через полчаса, чтобы все стояло». Приезжаю – всё стоит.

25 лет в Парке

Елена Семёновна кому-то звонит, через минуту из охотничьего домика выходит его смотритель, и мы оказываемся в маленьком, тесном зале с электрическими щитками на стенах, которые во время эфиров не видно за спинами знатоков. Смотритель выносит из подсобки волчок, ставит его посреди зеркального стола и рассказывает, как в гостях у предыдущего смотрителя этого заведения вышел на балкон и увидел там коллекцию из 20 таких волчков, уже отработавших свое и списанных «на покой».

На этом экскурсия заканчивается, и мы отправляемся в обратный путь, к Главным воротам. На электрокаре он занимает минут десять, не больше. По дороге Елена Семёновна рассказывает, что вся ее жизнь связана с Парком, и она помнит, как еще в дошкольном возрасте просила купить ей билет в «этот красивый детский театр», оказавшись у колонн, украшающих вход в помпезный общественный туалет, построенный на Пушкинской набережной по проекту архитектора Власова.

И как именно здесь, на Голицынских прудах, она в школьные годы научилась грести на лодке. Как прогуливала здесь лекции, когда училась по соседству, в Институте стали и сплавов. Как познакомилась здесь, в Парке, с будущим мужем и как удобно целоваться на утопленных в зелени лавочках на набережной Нескучного сада, где никто не подглядывает... Уже прощаясь, я спрашиваю, как же ей удалось пустить здесь корни и продержаться на работе почти 25 лет, начало которых пришлось на лихие 90-е.

«Меня всю жизнь хотели как всех „подравнять“, начиная со школы, а я всё равно „прорастала“ через любые условия и делала всё по-своему, — Елена Семёновна говорит это, почти смеясь. — Я пережила восемь директоров Парка, и теперь вот работаю с новой креативной командой. Я всё это время собирала и хранила истории и документы, связанные с Парком, и, видимо в силу того, что знания ни отдать, ни купить нельзя, я по-прежнему здесь. И чувствую себя здесь, как дома, я уже сама – кусочек этого места».