«Можно напиться так, что не отличишь праведника от злодея». Что такое праздник Пурим и как его празднуют иудеи в России
Про историю праздника
Пурим — один из важных праздников еврейской религии и еврейского народа. Он отсылает нас к событиям, которые произошли почти три тысячи лет назад. Тогда евреи жили в персидской империи. Один из министров царя Ахашвероша по имени Аман задумал истребить всех евреев и даже получил на это разрешение от монарха. Но по милости Господней события сложились так, что злодей был повешен, а все его приказы отменены. Эта история содержится в одном из разделов Торы, который называется Мегилат Эстер, Свиток Эстер.
Наша традиция учит, что, празднуя Пурим, мы должны не просто вспоминать о событиях древности, но и извлекать из них уроки на нынешний день. История про злодея Амана актуальна, к сожалению, в каждом поколении. Даже и сейчас есть люди, организации и целые государства, которые исповедуют юдофобию (антисемитизм — прим. «Мосленты») и пытаются уничтожить евреев. После трагических событий 7 октября мы каждый день читаем о них в новостях.
Про традиции празднования Пурима
В этой ситуации Пурим учит, что наша сила в единстве. Собственно, все заповеди и обычаи этого праздника подчеркивают идею единства. Это сладкие подарки друзьям, чтобы они знали, что о них помнят, их любят, им помогут, если надо. Это также помощь бедным: как сказано в Талмуде, «кто протянет руку, дашь ему». В обычные дни мы тоже занимаемся благотворительностью, но всякий раз проверяем, действительно ли наша помощь необходима, а вот во время Пурима должны давать без размышлений.
Еще одна традиция Пурима — всем собираться в синагогах для чтения Свитка Эстер на языке Торы. Ну и, конечно, пуримская общая трапеза, во время которой нам заповедано «веселье без границ».
Как видите, цель всех этих установлений одна: показать себе и другим, что мы едины, что мы все полагаемся на Бога и верим, что с Божьей помощью все наши проблемы решатся справедливо.
Про пуримский карнавал
Сейчас в Москве Пурим празднуют очень широко. В каждой синагоге проходит чтение Свитка Эстер, в каждом общинном центре — общая трапеза. И многие люди приходят, одетые в карнавальные костюмы.
Это очень интересный обычай — таким образом человек показывает, что внутри он не совсем такой, каким его привыкли видеть. При этом, конечно, все карнавальные костюмы отсылают публику к положительным героям. Никто не оденется, к примеру, злодеем Аманом или Фантомасом. Но кто-то придет в костюме праведника Мордехая, кто-то — в костюме врача, задача которого лечить людей, а кто-то, возможно, оденется Суперменом — защитником справедливости, или полицейским — защитником закона и порядка.
Про Пурим при СССР
Понятно, что в СССР подобное было невозможно. Если удавалось отпраздновать Пурим, то только дома, да и то тайком от соседей.
За религиозную пропаганду можно было остаться без работы, а то и угодить в ссылку. Слава Богу, сейчас мы живем в стране, уважающей права верующих.
Про помощь всем празднующим
В МЕОЦ (Московский еврейский общинный центр — прим. «Мосленты») и во всех синагогах предусмотрены специальные программы, чтобы помочь человеку исполнить заповеди и обычаи праздника.
Выглядит это примерно так: ты входишь в здание, и тут к тебе подходит кто-то из наших молодежных активистов и направляет, куда тебе надо. Если ты пришел на чтение Свитка Эстер, тебя проводят в молельный зал; если хочешь поучаствовать в праздничной трапезе, твой путь — в ресторан при МЕОЦ или трапезную, которая будет действовать в каждой московской синагоге. А еще тебя обязательно проводят в особую комнату, где для каждого члена общины припасен сверток со сладкими подарками.
Про правило веселья без границ
В Талмуде есть такая фраза: в Пурим можно даже напиться так, что не отличишь праведника Мордехая от злодея Амана. Но не думайте, что это пропаганда пьянства и алкоголизма. Мы эти слова понимаем в иносказательном смысле — как указание на то, что веселье в Пурим может быть безграничным. Главное, чтобы человек радовался.
Если ему не рекомендуется употреблять алкоголь, он его не употребляет, и в этом нет никакого нарушения заповеди. Просто если нет противопоказаний, окружающие в Пурим не станут его ругать, если он, как говорится, слегка перебрал. Но это только в Пурим, один день в году.
Про гостей другой веры
Вообще мы всегда рады видеть у себя в храмах и общинных центрах людей из других конфессий. Нам скрывать нечего, мы своими обычаями гордимся и с радостью их объясняем неевреям, если им интересно.
Но я не уверен, что именно в дни религиозных праздников такие гости будут у нас чувствовать себя комфортно. Сами посудите: приходит такой человек в зал синагоги, где читают Свиток Эстер, и не понимает ни слова, потому что чтение идет на древнееврейском языке. Лучше ему прийти в обычный день — тогда у нас будет возможность с ним поговорить, ответить на его вопросы, разъяснить то, что его интересует в нашей вере и нашей культуре.
Про то, о чем молятся иудеи
Прежде всего, мы знаем, что в каждом поколении есть свои Аманы. Этому учит вся наша история. Всегда найдутся такие существа (не хочется их называть людьми), которые ненавидят других и «решают» проблемы, убивая других.
Сегодня Аман — это террористы ХАМАС, Хезболлы, Исламского джихада и прочих подобных группировок. Как и тот Аман, что жил в древние времена, они могли бы нормально жить, но вместо этого стараются испортить жизнь другим.
А о чем мы молимся в Пурим? О том, чтобы урок единства, которое показал наш народ в те дни, дошел до каждого человека. И еще — о том, чтобы люди были толерантными, следовали правилу «живи и жить давай другим», чтобы любили мир и делали все для того, чтобы он, наконец, воцарился везде.