«Мужчины берут на себя самое тяжелое». Чувствуют ли иудеи себя в безопасности во время праздника Пурим
Про женщину по имени Эстер
События, в честь которых появился Пурим, произошли в Древней Персии почти 2 500 лет назад. И это были трагические события. Первый министр царя Ахашвероша (есть версия, что это Артаксеркс) по имени Аман решил истребить всех персидских евреев из-за личных конфликтов с иудейским мудрецом Мордехаем. У него были для этого полномочия, ведь царь передал ему печать, и Аман мог издавать указы от царского имени.
Это должен был быть самый настоящий геноцид, персидский холокост. И в какой-то момент казалось, что он неотвратим: приказ об уничтожении евреев уже был направлен во все 127 персидских сатрапии (провинции — прим. «Мосленты»). Но Мордехай обратился к царице Персии — Эстер или, как ее больше знают в России, Есфирь, иудейке, своей воспитаннице. Царь не знал об ее происхождении.
Несмотря на то, что персидские законы запрещали даже царице самовольно приходить к мужу, пока он ее не позвал, Эстер решилась обратиться к царю. Она устроила для царя пиры, на которые позвала и Амана. Тот, находясь на седьмом небе от счастья, вместе со своей женой решил повесить Мордехая еще до погромов и построил для него виселицу высотой в 50 метров.
Вот только царь вспомнил, что Мордехай однажды раскрыл заговор и спас его жизнь. И пришлось Аману вместо того, чтобы казнить мудреца, водить его лошадь под уздцы по улицам столицы, пока Мордехай восседал на ней в царском одеянии. А на втором пиру уже Эстер раскрыла свое происхождение, попросила у царя защиты для себя и своего народа, а потом и назвала имя злодея, отправившего приказ об уничтожении евреев. Аман тут же был повешен на виселице, уготованной Мордехаю, а еврейский мудрец стал первым министром.
В то время царский указ невозможно было отменить, но Ахашвероша дал Мордехаю право издать другой указ, разрешивший евреям защищаться. Когда начались погромы, иудеи взяли в руки оружие и отстояли себя, убив всех пособников злодея Амана. И вся эта история была записана в Свитке Эстер или Книге Есфирь, как она представлена в Библии.
Про день защиты
Все это произошло в канун современного праздника Пурим. Собственно, он был установлен в честь обретенного еврейским народом спасения. И именно Пурим стал самым веселым еврейским праздником.
Но иногда мы слышим, что этот день называют кровавым торжеством из-за того, что персидские иудеи убили своих врагов. Но, если вдуматься, кто погиб в тот день? Это были люди, которые хотели уничтожить целый народ. По сути, это нацистские преступники. Представьте, что во время холокоста евреи убили бы нацистов, которые так жестоко расправлялись с ними. Горевали бы мы об этом? Думаю, нет.
Для евреев речь шла о защите своей жизни. И напали на них не просто подневольные персидские воины, а соратники Амана, участники его заговора против иудеев. Это был день защиты.
Про глубокий смысл и принцип переворота
Эта история не просто так вошла потом в Писание — в Тору, а потом и в Библию. Дело в том, что за всеми произошедшими событиями мы видим руку Творца. И хоть в Свитке Эстер он прямо не упоминается, мы все равно наблюдаем, как он действует за кадром, направляя ход истории.
Получается удивительная вещь: все, что в начале было источником угрозы, в финале удивительным образом перевернулось. День, который мог бы стать самым траурным в еврейском календаре, превратился в самый веселый праздник. В конце концов, Аман встретил свой конец на той самой виселице, которую приготовил для Мордехая, а Мордехай занял пост первого министра вместо Амана.
И эта идея переворота очень актуальна и сегодня, когда мы видим множество угроз самого разного плана и для Израиля, и для России. И мы видим много ненавистников наших стран и народов.
И да, мы боремся с этими угрозами. Но нам даже в голову не приходит, что может все перевернуться — враги могут стать друзьями, а то, что несло опасность, наоборот, станет источником поддержки и помощи. И именно этому нас учит праздник Пурим.
Про необычное название праздника
Еще одна важная деталь — название праздника очень необычно. В самом Свитке Эстер говорится, что слово «пур» — это жребий, а «пурим» — жребии. Дело в том, что Аман настолько был уверен в своей безнаказанности и силе, что бросал жребий, когда устроить погром. Он бы мог просто назначить дату, но решил сыграть с Б-гом в кости. И жребий выпал на день, когда мы теперь отмечаем Пурим. Вот только Аман вместо триумфа потерпел фиаско.
В Пурим мы радуемся не гибели наших врагов, а спасению, тому, что Всевышний очередной раз пришел к нам на помощь и спас свой народ. Творец дает нам возможность даже в самый отчаянный момент все перевернуть в нашу пользу. Но для этого, конечно, нужно и самим постараться, обрести единство, вспомнить о нем. И тогда Г-сподь Б-г изменит ход событий.
Про праздничное угощение
Есть традиция — посылать друг другу угощение на Пурим. Так, например, есть наши традиционные гоменташи (треугольные пирожки с маком и различной начинкой — прим. «Мосленты»). Не очень понятно, что означает это слово, но оно созвучно словосочетанию «уши Амана». Но вообще угощение может быть любым. Хорошо, если там будет еще спиртное.
И, конечно, мы устраиваем застолья. Они очень специфические и немного не вяжутся с образом еврея, тем более, иудея, религиозного человека. В этот день положено напиться. Это древняя традиция, которая упоминается еще в Талмуде, то есть она уже существовала 2 000 лет назад.
Про то, чувствуют ли евреи себя в безопасности
Все зависит от ситуации в стране и мире. В нацистской Германии евреи тоже тайком отмечали Пурим, но, наверное, как-то по-другому.
А, к примеру, когда была война в Персидском заливе, которая еще известна как операция «Буря в пустыне», и Саддам Хусейн капитулировал как раз в канун Пурим. Вряд ли он смотрел в еврейский календарь, но так совпало. Тогда израильтяне ходили в противогазах, потому что боялись химической атаки. Так вот, эти противогазы стали главной маской на пуримных гуляниях.
Но если возвращаться к нашим реалиям, то не было бы счастья, да несчастье помогло. Последние события, связанные со всплеском антисемитизма, подтолкнули нашего президента усилить нашу охрану. Теперь все синагоги постоянно под наблюдением, особенно во время суббот и больших праздников, так что мы чувствуем себя в безопасности.
Вообще история Пурим, несмотря на то, что произошла она 2 500 лет назад, — это история еще и про нас сегодняшних, про нашу реальность. Мы в этом живем. И аманы, и мужественные царицы, и мудрецы мордехаи, и цари ахашвероши, которые могут вовремя сориентироваться и понять, на чьей стороне правда, существовали во все времена. Они существуют и сейчас.
Понятно, что наш главный покровитель — Всевышний. Но и здесь и сейчас мы чувствуем себя достаточно комфортно и безопасно.
Про помощь тем, кому она может потребоваться
Конечно, община есть община. Это большая семья. Я могу сказать про свою синагогу. Очень многие приезжают к нам праздновать Пурим на машине, участвуют в застолье, а потом на ней же уезжают. Просто за руль садится жена. Напиться в Пурим — мужская заповедь. Мужчины берут на себя самое тяжелое.
Мы заботимся о своих прихожанах. Есть пожилые люди, которых мы провожаем от метро, потом помогаем дойти обратно или развозим. Вот эти бытовые вещи настолько элементарны, что делаются на автомате. Мы их уже просто не замечаем. И, конечно, у нас есть своя собственная охрана, так что в этом плане у нас все слава Б-гу.
За время существования нашей общины, а ей уже больше четверти века, никаких серьезных эксцессов ни вообще, ни на Пурим я не припомню.