«Ночью надо звонить поменьше — люди спят». Звонарь — о рождественских службах, столичных колоколах и настоящей радости
Про пост и празднование Нового года
Рождественский пост начинается 28 ноября. Он, конечно, не такой строгий, как Великий, перед Пасхой. Ограничения — мясо и молоко, но рыбу иногда есть дозволяется.
Если говорить о духовной части поста, то, конечно, замечаешь, что в это время из ниоткуда возникают сложности, искушения. Мы же всю жизнь падаем-поднимаемся, падаем-поднимаемся, и в пост это обостряется. В каждом добро со злом постоянно борется, и у не церковного человека так же, внутренняя сущность-то одна.
Когда я в Церковь пришел, Новый год перестал быть для меня чем-то значимым. Но в семье мы его празднуем, для родных это очень важное торжество. Все его ждут, готовятся, и новогоднюю ночь я провожу с близкими, чтобы их поддержать. Для меня же самого все это мало что значит — один год сменился на другой, и что такого? Все уже не как в детстве, когда мы ставили елку, отмечали, и это был самый главный праздник.
Теперь центральное событие зимы — ожидание Рождества, этой тайны. После праздничной службы, на следующий день принято накрывать стол, петь колядки, радоваться. Но внешнее проявление чувств — это второстепенное, сиюминутное. Все самое главное происходит в глубине и может выразиться не сразу, а через какое-то время.
Про службы перед Рождеством
Так как я еще и певчий в храме, я каждый день на службе, утром и вечером, часто причащаюсь и исповедуюсь. И все же рождественское причастие будет особенным.
Очень важно вслушиваться в те слова, которые звучат на службах перед Рождеством и в саму праздничную ночь. Даже в конце ноября, когда пост только начался, в песнопениях уже есть рождественские моменты.
Гастрономического поста недостаточно, важно в храме слышать, улавливать эти смыслы, которые постепенно тебя готовят. Когда идет предпраздненство, в словах песнопений уже чувствуется ликование, и оно тебя наполняет.
Так что стоит участвовать в службах, понимать текст и ловить рождественские нотки, тогда это будет полное восприятие праздника. Тогда, круг за кругом, из года в год ты погружаешься в него все глубже и глубже.
Про сдержанный ночной звон
Не существует специальной мелодии или ритма для рождественского звона. Есть общая форма — праздничный звон, остальное зависит от колокольни, количества колоколов, системы управления и звонаря, от того, насколько он музыкален, есть ли у него опыт и умеет ли он импровизировать.
Конечно, к Рождеству, как и к Пасхе, звонарь готовится особо. Во время поста очищается, ждет праздника. И приходит волнение — как я смогу выразить все это, поделиться такой великой радостью?
Ночной рождественский звон — сдержанный и самый таинственный. Ты поднимаешься на колокольню, стоишь в тишине и вот сейчас эти звуки польются, а подавать их надо сдержанно. Рождество, рождение, Христос в яслях — это нежность и простота, тихая радость и свет.
По традиции служба совершается ночью, когда люди вокруг спят. Сам настоятель храма часто предупреждает: «Звоните поменьше».
В районе полуночи служба обычно начинается с благовеста (церковный звон одним большим колоколом — прим. «Мосленты»). Потом идет трезвон (праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приема — прим. «Мосленты»). Это и есть торжественный момент — начало службы, и звонарь здесь уже полностью раскрывается. Конец службы, завершение — это такой же наполненный, праздничный звон, но опять сдержанный, не такой продолжительный, каким положено быть трезвону. Потому что и здесь время позднее — три часа ночи.
Для тех, кто не смог пойти на ночную службу, во многих храмах она повторяется с восьми утра. Звонарю удается поспать буквально два-три часа, и уже пора идти на новую службу. Но силы обычно остаются, потому что тебя переполняет состояние праздника, эти эмоции. Так что на утренней рождественской службе не чувствуешь себя усталым, звонишь во все колокола.
Про целодневные звоны на Святки
Многие знают про пасхальную звонильную неделю, когда все, кто хочет, могут приходить звонить на колокольнях при храмах. А есть еще подобная рождественская традиция, она и в старину была распространена, в каких-то районах больше, в каких-то меньше. Это целодневные звоны. Наступает период Святок, и так же, как на Пасху, всем, кто захочет, можно звонить. Обычно происходит это на само Рождество и в первые святочные дни, когда люди ходят по домам, славят Христа и колядуют. И в Москве есть такое.
У меня друзья в колокольном центре при Даниловом монастыре, где находится самый благозвучный, можно сказать, лучший в России набор колоколов с многовековой историей. Он сохранился и дошел до наших дней благодаря невероятному стечению обстоятельств — в 1925 году советское правительство по цене металлолома продало колокола монастыря американскому бизнесмену Чарльзу Крейну.
Таким образом он спас их от переплавки, вывез из страны и подарил весь набор Данилова монастыря Гарвардскому университету. В сентябре 2008-го все колокола вернулись в Москву, в Гарварде их согласились обменять на копии, которые специально для этого отлили и отправили в Америку.
В самом Даниловом монастыре много звонить нельзя. Там очень соблюдают эти колокола, специально уменьшают вес язычков, чтобы их сохранить. Очень бережно к ним относятся и даже на Пасху мало кого на колокольню пускают. Монастырь, устав, все строго.
Поэтому руководитель колокольного центра при монастыре, дьякон Роман, в первые дни Святок собирает своих учеников и за день они объезжают несколько храмов в Москве и области. Заранее договариваются, их встречают, они поют колядки, проходят на колокольню и все по очереди звонят. Получается такой мини-концерт, потому что приезжают звонари с опытом.
Про двенадцатитонный колокол
Я звоню в соборе Александра Невского — это в Волгограде, кафедральный собор, который недавно возрожден, построен, и уже два года как действует. Здесь очень богатый набор колоколов: всего их 18, как в Даниловом монастыре, вес самого большого — 12 тонн. Заносили и подвешивали его в момент стройки, иначе потом не зашел бы, балки и крышу делали уже позже.
Большой колокол играет отдельно от других, чтобы звукоизвлечение было полноценнее. Звоним в него через педаль или, по-древнему, враскачку, в оба края. Остальные 17 связаны, веревки от их языков приходят к одному месту, и ими всеми можно управлять одновременно.
Звоним мы вдвоем с моим учеником Константином Пискуновым. Он уже на пенсии, времени много, и это ему позволяет полноценно звонить каждый день. У меня такая возможность есть, потому что я работаю только при церкви. Мы с напарником чередуемся, он — утром, я — вечером. А на праздники собираемся и звоним вместе.
Про верх мастерства
Для звонаря верх мастерства, когда он полностью погружается в колокольный гул, купается в этих звуках, не замечая ничего вокруг. Но это импровизация, а значит, нужно еще сильнее концентрироваться.
Во время звона ты как будто в параллельном мире пребываешь. Ничего другого не видишь и не слышишь, тебя окутывает этот гул и отдельные звуки в нем, а ты ими управляешь как будто по наитию. Вырваться может и такое, чего обычно не делаешь, помню, на службе святителю Николаю такое выдавалось... Происходит это без труда и непонятно, когда такое случится в следующий раз.
Ответственность большая, звук с колокольни слышно километра за четыре-пять. Так что перед праздниками я репетирую на своей учебной звоннице, чтобы моторика была в свежести, в подвижности.
Конечно, без молитвы не звонят. Перед службой «Царю небесный» прочитал, потом, когда благовест ударяешь, пятидесятый псалом, и это тебя уже настраивает. Затем звон первый, звуки начинают складываться, и все, ты уже там, внутри. Полностью погружен: первый удар, второй, ты ловишь это, начинаешь развивать. Отталкиваешься от простейших рисунков, а они у тебя р-раз, и складываются в гармонию.