«Мужчины обвиняют меня в сексизме». История московского тату-мастера, помогающего женщинам скрыть старые шрамы
«Это был невероятно серьезный шаг»
В 2018 году я запустила проект помощи женщинам, которые получили шрамы из-за несчастных случаев. Это может быть врачебная ошибка, операции по удалению раковых опухолей, ожоги. Теперь каждый месяц я принимаю одну из них бесплатно. Я закрываю их шрамы татуировками. Если человек приходит, к примеру, после мастэктомии (__операции удаления молочной железы — прим. «Мосленты»), нам зачастую хватает одного сеанса. Но есть те, кто ходил ко мне несколько раз, с кем мы работали около полугода. Это сложная работа, как правило, после серьезных ожогов, когда повреждено до 70 процентов кожи.
Идея проекта возникла после встречи с одной клиенткой. Она пришла и сразу же заявила, что никогда в жизни не сделала бы татуировку, но у нее есть шрам, с которым она просто не может жить. Я знаю, что многие мастера обиделись бы на подобное заявление клиента, но меня это не задело. Она долго ходила ко мне, присматривалась, выбирала орнамент. Эта женщина говорила, что ей нравится мой стиль, но постоянно повторяла, что ни за что не согласилась бы на тату, если бы обстоятельства не вынудили. Для нее это был невероятно серьезный шаг.
«Больше, чем просто вызов»
За время нашего общения изменилось ее отношение к татуировкам, к себе, к своему телу. Я сумела донести до нее свое видение моей работы. Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю: тату для меня — не про вызов обществу, не про стремление мастера и клиента показать свои художественные навыки и вкусы. Это история про изменение отношения человека к своему телу.
Я постоянно наблюдаю, как развивается индустрия татуировок, как меняется к ней отношение, какие тату люди делали раньше и какие выбирают сейчас. Свой проект я начала в том числе для того, чтобы показать, что татуировка — нечто большее, чем просто вызов окружающим.
Мы живем в России. К сожалению, здесь до сих пор осталось предубеждение к татуировкам. Многими они до сих пор воспринимаются как элемент криминальной жизни. Одна из моих задач — показать тату как красивое декоративное искусство. К тому же татуировка по-настоящему меняет человека.
Если поговорить с каждым клиентом, даже с тем, кто уверен, что пришел сделать тату просто так, выяснится: у него есть на это серьезные причины. И мне нравится разбираться в этом, находить ответы на вопрос, почему люди приходят ко мне.
«Мужчинам не подойдет»
Меня часто прессуют в соцсетях за то, что я помогаю только женщинам, но не делаю бесплатные татуировки мужчинам. Меня обвиняют в сексизме. Вот только я работаю большей частью с довольно женственными цветочными орнаментами, и сам стиль татуировок, которого я придерживаюсь, вряд ли подойдет мужчине. Комментаторы об этом особо не задумываются.
К тому же, если говорить о внешности, в нашем обществе прессинг, которому подвергаются женщины, значительно сильнее. Как говорят про мужчину? Шрамы украшают бойца! Но мало кто может сказать подобное о женщине.
Думаю, мои клиенты несколько отличаются от среднестатистического человека, решившего сделать тату. Это понятно, потому что они выбирают мастером именно меня, им нравится стиль, в котором я работаю.
«Заметочка, чтобы не сбиться с пути»
Мои клиентки — девушки за 30, самодостаточные, состоявшиеся, у которых уже есть все. Осталось только сделать татуировку, чтобы проработать что-то в себе. Мне важен символизм татуировок. Магия и эзотерика тут ни при чем. Тату — это небольшой якорь, заметочка на своем теле, напоминание о чем-то, чтобы не сбиться с пути.
Участницы проекта мало чем отличаются от остальных моих клиенток. Мне очень приятно, что они доверяют мне на все сто. А еще мне нравится, что ко мне приходят женщины, у которых нет желания пойти и что-то кому-то доказать. Мы работаем с ними, чтобы подчеркнуть их красоту и вернуть им уверенность в себе.
«Я вообще не парюсь»
У меня тоже есть шрам. Когда мне было десять лет, я обварила ногу кипятком. И все мое детство я слышала одно и то же: «Это же девочка! Надо что-то с этим шрамом делать. Надо как-то лечить…». Но у меня там нет никаких татуировок. Я вообще по этому поводу не парилась и не парюсь. Но давление, которое было в детстве, я помню очень хорошо. Я вспомнила о нем, когда начался этот проект.
И я вижу, как с каждым разом девушки приходят на сеанс увереннее и увереннее. У них меняется осанка, выражение лица, интонации голоса. Они становятся спокойнее, их отпускает тревога. К тому же редко можно услышать истории о клиентах, которые постоянно поддерживают связь с мастером, а мои девочки мне время от времени пишут, рассказывают о своей жизни, о своих ощущениях.
Татуировка иногда меняет для них все. Ко мне пришла девушка, 34 года. Когда она была совсем маленькой, она обварила руки. Никогда не забуду, как она сказала мне: «Лена, я 30 лет не носила платья с коротким рукавом! А теперь могу!». Это была ее мечта. Она наконец смогла себе это позволить, смогла прожить лето по-новому, как никогда не жила.
«Правильная татуировка будто проявляется сама по себе»
Есть теория трех татуировок. Человек сначала делает что-то маленькое, потом среднее, потом крупное. И если после этого останавливается, то все, ему больше не нужно. Но если процесс продолжается, он может идти бесконечно. Его захватило.
Я из тех мастеров, что считают: человеку не нужно быть забитым по самые глаза. Правильная татуировка должна производить впечатление, что она всегда была на этом месте, будто бы ее создал не мастер, а она проявилась сама по себе. И она не должна прятать человека за собой.
Иногда приходят люди, которые когда-то уже сделали тату, но оно им не подходит. И ты смотришь на них и понимаешь, что у тебя человек воспринимается отдельно, а татуировка — отдельно. Чтобы этого не было в моей работе, мы с клиентами очень много времени уделяем анатомии тату. Мы стараемся размещать татуировку так, чтобы она смотрелась максимально органично.
«Поток сознания»
Мы всегда общаемся с клиентами, чтобы понять, что именно они хотят, что я могу предложить. Я часто прошу написать мне письмо, где было бы подробно рассказано о тату, которое хочет мой клиент. Текст — лучшая форма передачи такого техзадания, потому что в живом разговоре человек может что-то забыть, растеряться, застесняться. А в письме я точно смогу зацепиться за некие крючки, чтобы подобрать символ, которые подходит именно этой девушке.
Я говорю участницам своего проекта: не стесняйтесь и не бойтесь, пишите все, что угодно, хоть поток сознания. И если, например, пишет женщина после операции по удалению опухоли, в письме точно будет тема перерождения, преодоления, любви к жизни и ответственности за нее. Другая женщина может стремиться к мягкости и покою. И я подбираю символы под запрос человека.
«Они приняли себя такими, какие есть»
Каждая история, каждая женщина, ставшая участницей моего проекта, поразительны по-своему. Это личный опыт невероятной глубины. Но меня поражают те, что после удаления груди, например, не хотят ставить имплант. Они принимают себя такими, какие они есть, и не стремятся восстановить утраченное. Такая женщина может прийти ко мне, и мы сделаем на этом месте феникса — символ перерождения.
А еще во время сложного и долгого лечения от женщин часто уходят мужчины. У меня была не одна такая клиентка. Но, пережив все эти испытания, они уверены, что у них все точно будет хорошо. Весь кошмар, который они прошли, не только не сломил их, но и закалил. Это поразительно! Я смотрю на них и иногда думаю, что весь этот проект я создала еще и для того, чтобы напоминать самой себе: какая бы беда ни случилась, жизнь продолжается.
«Зачем я вообще это делаю»
Я много думала, зачем я вообще это делаю. Мне хотелось делать что-то важное и полезное, участвовать в благотворительности. И тогда я подумала о ситуациях, в которых оказались такие женщины — женщины со шрамами.
Да, на дворе 2022 год, и повсюду мы слышим про инклюзивность. Но я выросла в 90-е и помню, как в мое время было важно быть самой худой, самой красивой, самой ухоженной. Я очень долго шла к принятию себя самой. И мне очень приятно видеть, как приходящий ко мне человек постепенно находит свою внутреннюю уверенность с помощью татуировок, как прорабатывает разные ситуации.
Каждая девушка, что была у меня в проекте, рассказывала, что окружающие постоянно проявляли к ее шрамам излишнее внимание.
У нас уставиться на такого человека, попытаться потрогать его, начать задавать вопросы из серии «Кто это тебя так?» — норма жизни. Меня это злит и обескураживает.
Токсичные замечания окружающих очень сильно ранят, особенно если речь идет о шрамах. Их же никуда не денешь, можно только спрятать под татуировками. Мне не хотелось бы, чтобы такое внимание было нормой.
«Не втягиваться в чужую игру»
Раньше в психиатрии считалось, что татуировка — проявление селфхарма, признак какого-то расстройства, потому что здоровый человек не станет изменять свое тело таким способом. Понятно, что сейчас взгляд на тату изменился. И все же я сталкивалась с ситуациями, когда люди приходили к мастеру и полностью отдавали ему на откуп вопрос, что будет на их теле. При этом татуировку же больше никуда не денешь. И что двигает в этот момент человеком? Есть три пути. Первый — человек считает мастера исключительно обслугой и жестко диктует, что нужно сделать. При этом он не слушает татуировщика, который, например, пытается объяснить ему, что его требования практически невозможно соблюсти: татуировка плохая получится. Второй путь — клиент приходит и признается в любви и полном доверии мастеру, предлагая ему сделать все, что он сочтет нужным. Но самый адекватный путь — совместная работа клиента и мастера, диалог, общее творчество. Тогда человек, скорее всего, никогда не пожалеет о татуировке. Это был его осознанный выбор, мастер рассказал ему все технические аспекты и сделал все, что от него зависело. И тогда все пройдет правильно.
Но если человек пришел либо диктовать, либо подчиняться, мастеру, стоит насторожиться. Это втягивание его в игру, которую ведут люди. И есть шанс, что о такой татуировке клиент пожалеет очень быстро. Для меня как для очень эмпатичного мастера это было бы большой проблемой.
Клиентам я бы хотела посоветовать слушать свое сердце. Как бы вы ни доверяли мастеру, если чувствуете, что мастер предлагает вам совсем не то, что вы хотите, если предложение не откликается, возьмите время подумать. Мастер никуда не убежит.
«Проявление внутренней силы и решимости»
Человек может подстроиться под татуировку. Если скромная девочка-библиотекарша сделала себе яркую тату на шее, на следующий день она может проснуться с совсем другим самоощущением. Для нее это станет проявлением внутренней силы и решимости. С помощью такого жеста она может оставить библиотеку и, например, выучиться на крутого архитектора или кого-то еще.
Но она может и пожалеть о татуировке, если будет чувствовать, что морально не вытягивает необходимость носить ее на таком открытом месте. Это чистая психология. Человек может сделать что-то с собой, а потом прочувствовать эффект несоответствия. С каждой татуировкой нужно сжиться, поэтому сразу делать что-то крупное не стоит.
«Тренды видно сразу»
Иногда я смотрю на татуировки и понимаю: вот это вариант лето-осень 2011 года, а это — 2015-й. Когда долго работаешь, наблюдаешь за мастерами и клиентами, сразу видишь тренды. Но я скептически отношусь к модным веяниям в нашей сфере. Например, сейчас в тренде корейские мастера. У них свой почерк. Они делают почти прозрачные, очень нежные, выбеленные татуировки. Это действительно красиво и воздушно, вот только люди забывают, что такие тату сделаны корейскими мастерами на теле корейцев. А кожа у нас разная. Европейцы просто не смогут долго держать на себе тату, сделанное в такой технике. Придется либо в скором времени ее перекрывать, либо каждые два года делать коррекцию.
В индустрии есть ряд стилей, которые уже стали классикой. Это не мы придумали. Просто эти стили проверены временем. И для нас, например, больше подходят контурные татуировки. Также классикой считается реализм, портреты, графика. Важно помнить, что цветные татуировки выцветают со временем. Нужно быть к этому готовым. Вообще, было бы неплохо знать основы, прежде чем решиться сделать татуировку.
«Приближаясь к дзену»
У меня есть любимые символы, но не могу сказать, что я часто их использую. Например, я очень люблю тибетский узел «Уналоме». Он символизирует путь к просветлению и перерождение души. Узел отображает спираль бытия — проходя через испытания, через взлеты и падения, мы приближаемся к дзену. Я сделала такую татуировку себе и после этого поняла, что не смогу жить по-прежнему. Это тату стало символом изменения моего сознания.
А еще я сделал уже очень много фениксов и ни разу не повторилась. Все птицы совершенно разные. И это всегда символ перерождения. Но каждый человек добавляет в него что-то свое. Мы, например, можем сделать некоего феникса-красавчика с кокетливым хохолком, а можем нарисовать его в огне. И вот в этом случае только сам человек может сказать, что происходит, — погибает этот феникс или возрождается.
Мое все — это змеи. Они сопровождают меня и в моей студии. Змея тоже символ перерождения и изменения. Например, дракон — это уже зрелая мудрость. Видимо, я пока только на пути к ней.