«Молодым людям нужна только ржака». Юрий Лоза о рэпе, деградации общества и конструктивной критике
О русской музыке и афроамериканских мотивах
Кто вам сказал, что я резко и безжалостно высказываюсь о русской музыке? О мировой музыке, да, возможно. Я считаю, что английская и американская музыкальная индустрия очень сильно деградировала. Наша музыка в случае, когда она пытается копировать западные образцы, также деградирует. Если мы уже докатились до рэпа, то мне нечего сказать. Рэп – это афроамериканская музыка, основанная на ритмах, а не на мелодии и гармонии, которые как раз свойственны русской ментальности. Это чужая музыка! Об этом я и говорю в своих соцсетях, а русскую музыку я никогда не критиковал.
Когда я говорю какие-то негативные вещи, я всегда аргументирую свою позицию. Я не бываю голословным в этом плане, всегда привожу конкретные примеры. Я не считаю музыкой рэп. Почему? Потому что это сложенная из кирпичиков ритмическая структура, на которую наговаривается примитивный текст. Как это может называться музыкой? Никак.
О навязанных кумирах и реакции на критику
Я не берусь утверждать, что какому-то конкретному артисту или музыкальной группе не место на российской сцене. Это определяю не я, а слушатели. Если вы сейчас будете активно раскручивать какого-либо исполнителя и транслировать его песни каждый день, то он неизбежно будет популярным и востребованным. Наша аудитория очень ведома. Люди привыкли слушать тех, кого им навязывают телеканалы и радиостанции.
Я никогда не высказываюсь плохо о конкретном человеке. Да, я могу прокомментировать его творчество, его определенную работу, но не более. Я вообще никогда никого не критикую! Не знаю, откуда пошел этот слух, и кто его запустил, но необоснованно поливать кого-то грязью просто не в моих правилах.
Если я высказываю какое-то мнение, то всегда поясняю, почему считаю именно так. Я не могу обсуждать, а тем более осуждать самого человека. Православные традиции мне этого не позволяют. Мы можем осуждать поступок, произведение, высказывание, а человека нет. Поступок, даже если он плох, мог быть вызван обстоятельствами непреодолимой силы.
Я написал книгу, которая называется «Научу писать хиты». В ней я привожу примеры неудачных песенных текстов и критикую некоторые произведения, не затрагивая авторов. Когда я писал эту книгу, я приехал к Диане Арбениной домой и сказал, что хочу взять в качестве примера ее стихотворение. Я объяснил, что имею на это право, если я разобью его на части, так как фрагменты можно приводить без согласия автора. Я спросил, могу ли я поместить ее стихотворение в книгу со своим комментарием. Диана сказала: «Ты же ведь ничего хорошего явно не напишешь». Я был удивлен. Какая разница, что я скажу, если я приведу аргументы? Я же не отобью таким образом ничьих поклонников, а просто поделюсь мнением. Арбенина подписала бумагу с согласием на размещение фрагмента стихотворения на страницах моего произведения. После этого она со мной не разговаривает.
О мемах и авторитетном мнении
Некоторые мои высказывания не воспринимают всерьез. В интернете видел даже мемы с моими фразами. Да, кто-то задумывается над моими словами, а кто-то просто смеется. Нельзя же одновременно стать личиком ко всем. У нас поляризованная страна: есть один полюс, на котором находятся определенные люди, а есть противоположный. И так абсолютно во всем. Ты должен выбрать аудиторию, для которой ты будешь работать, выкладываться и которую ты будешь уважать. Нужно отдавать себе отчет в том, что что бы ты ни делал, найдутся люди, которые этого никогда не примут.
Большинство людей знают от силы две мои песни: «Плот» и «Сто часов». Как человека, который написал около сотни музыкальных произведений, меня этот факт не радует. Опять же, эта ситуация не мной придумана. Приведу один пример. Однажды меня пригласили на МузТВ в качестве эксперта и попросили разобрать творчество молодых артистов.
Я спросил: «Почему я должен комментировать их творчество, если эти люди меня даже не знают, как композитора?». Чтобы они прислушались к моему мнению, их нужно для начала познакомить с моими работами, показать, что я авторитет в этом. Мне ответили: «Вы – не наш формат».
Я не понимаю, как можно об этом судить, если вы даже не показали песню аудитории, но уже заранее решили, что людям она не будет интересна. Ну о чем тут еще говорить? Это же чушь!
О расслоении общества и «ржаке»
В Советском Союзе и даже в 90-е годы все ходили в одни и те же места, слушали одну и ту же музыку. Например, приезжает певец в провинциальный город, и все его жители разом идут на его концерт. Раньше все было более-менее однородным: одинаковая одежда, одинаковая еда, одинаковые зарплаты и так далее.
Сейчас общество расслоилось и для каждого слоя потребовались свои собственные звезды. Наш зритель сейчас очень разномастный. Разные слои живут в абсолютно разных мирах. Люди из одной группы практически не контактируют с людьми из другой. Для каждого такого слоя существует свой набор артистов. Например, я работаю на публику более возрастную. Они росли вместе со мной и слушали мои песни, когда были еще юными. Молодым людям мое творчество не интересно. Они меня воспринимают, как человека из ушедшей эпохи. Я для них всего лишь один из гостей YouTube-шоу «Что было дальше?», а не талантливый музыкант. У молодых другие ориентиры, им сейчас нужна «ржака»: и в кино, и в музыке, везде.
О деградации общества и современной молодежи
На мой взгляд, российский слушатель деградирует. Общество, в целом, деградирует. Может ли сейчас 20-летний юноша прочитать роман? Я сильно сомневаюсь в этом. Он живет в другом мире, где все на бегу.
Когда я писал свою книгу, один знающий человек сказал мне: «Юра, не пиши абзацами, которые нельзя прочесть за одну посадку в метро». Он абсолютно прав. Сейчас у молодых все на ходу, они хватают информацию с лету и также быстро ее забывают.
О первозданном образе Москвы и столичной музыке
Москва – очень богатый город. Сейчас в столице проводится много работ, которые направлены на улучшение жизни москвичей. В этом задействованы очень серьезные деньги и результат виден.
Москва стала очень дорогим городом, но и выглядит соответственно. Однако я не разделяю восторга москвичей. Я как-то был в Риме и мне очень понравилась позиция римских властей. Они в центре города запретили строить небоскребы. Исторический центр Рима остался в первозданном виде, в неприкосновенности, а все новостройки вынесены за его пределы. Это же потрясающе! Город не потерял своего лица с того времени, как он был столицей мира. Вы приезжаете в Рим и ощущаете, что это большой, цельный и монолитный город. В нем нет такой разнополосицы и разностилевой архитектуры, как в Москве.
Сейчас очень трудно ответить на вопрос: какая Москва? Повернули голову направо – одна Москва, повернули налево – совершенно другая. Мне было бы приятно, если бы наша столица хотя бы частично сохранила свое первоначальное лицо. Хотя бы исторический центр оставили бы без новомодных хайтековых вкраплений.
Сейчас уже нет никакой специфической московской музыки и «своей» столичной сцены. Все это ушло. Москва настолько разнолика, что требует такого же разнообразия и от представителей культуры. Невозможно охарактеризовать этот город одним произведением. Это было, но стерлось. Была такая песня «Дорогие мои москвичи». В то время, когда она была написана, ее можно было считать саундтреком к столице. Сейчас это невозможно. На сегодняшний день Москва – это что-то непередаваемое.