Из тюрьмы в балет
Павел Дмитриченко намерен вернуться на сцену Большого театраБывший солист Большого театра Павел Дмитриченко, отсидевший три года по обвинению в организации «кислотного нападения» на худрука Сергея Филина, намерен вернуться на сцену. На этой неделе журналисты узнали, что он снова репетирует с коллективом. Для него сделали своего рода исключение — артист балета не является частью труппы, но получил возможность восстановить форму. МОСЛЕНТА узнала о его планах и настроениях коллег.
1 декабря генеральный директор Большого театра Владимир Урин заявил журналистам, что речь о возвращении Дмитриченко в труппу пока не идет. "Он обратился за возможностью заниматься в классе. Такая возможность ему была предоставлена", — процитировало его агентство РИА Новости .
До звонка
Дмитриченко редко общается с журналистами — после условно-досрочного освобождения в мае его комментарии вышли в трех-четырех изданиях. То, что он снова занимается в Большом театре, долгое время не афишировалось. СМИ написали об этом только в конце ноября, но без каких-либо комментариев заинтересованных сторон.
МОСЛЕНТЕ удалось связаться с Павлом. Он рассказал, что приступил к занятиям еще в начале сезона, т.е. около трех месяцев назад. Такую возможность ему предоставил новый художественный руководитель балетной труппы Махар Вазиев.
На вопрос о том, стало ли его возвращение в тренировочные залы исключением из правил, Дмитриченко ответил уклончиво. "Я знаю лишь то, что театр всегда открыт для талантливых людей", — отметил он.
Бывший солист занимается каждый день не меньше трех-четырех часов. Тренировка начинается в 11:00 с балетного класса. "После я в усиленном темпе занимаюсь по собственной программе. Тренироваться мне помогает мой педагог Ветров Александр Николаевич", — уточнил Павел.
Есть ли место
По словам гендиректора Большого театра, Дмитриченко может вернуться в труппу на общих основаниях — через конкурс. Когда он может состояться, не уточняется.
Балетный критик Анна Гордеева пояснила МОСЛЕНТЕ, что конкурсы регулярно проходят только в кордебалет, солисты же отбираются индивидуально. "Я не очень поняла комментарий Урина. Вероятно, он имеет в виду, что Дмитриченко не возьмут просто за то, что он это когда-то делал, а нужно на него сначала посмотреть", — сказала она.
Сейчас все ставки солистов в театре заняты. Конечно, периодически кто-то освобождает место — уходит в декрет или на пенсию. И на такие случаи нет никакой прописанной процедуры по замещению вакансии.
Сам Дмитриченко уверяет, что ставка для него не имеет значения. "Если конкурс состоится, я его пройду. Статус для меня никогда не имел значения, главное, какой ты артист, — считает он. — И лучшая оценка твоего творчества — не статус и не звание, ибо часто это формальность, а аплодисменты зрителей, поклонников твоего творчества — это и есть неподкупная оценка твоей работы".
Однако балетный критик сомневается, что Павел может занять какое-либо другое места, кроме как солиста. Как минимум по двум причинам. По словам Гордеевой, артист, исполнявший главные роли, никогда не уйдет в кордебалет. "Он не будет проходить общий конкурс для выпускников хореографических школ. Это очевидно. Если он вернется, то только солистом, — уверена она. — Старший редактор ТАСС не может пойти на позицию девочки на побегушках в районной газете. Так не бывает. Есть заработанный статус".
Вторая причина — в подготовке. В кордебалете свои особенности, которые не так просто освоить. "Там все 32 человека должны стоять в ряд и делать одинаковые движения. Для этого нужна другая подготовка. У солистов же нет задачи стоять рядом и двигаться под копирку. Их достоинства в другом. Бессмысленно включать солиста театра в ряды кордебалета, потому что с этой работой он не справится, хотя она гораздо менее престижна", — пояснила Гордеева.
К сцене готов
Павел считает, что он в достаточно хорошей форме для выхода на сцену: он не переставал заниматься и уже выступает. Недавно артист балета станцевал несколько спектаклей "Лебединое Озеро" в рамках благотворительных концертов.
"На сегодняшний день я уже танцую, а значит, я в хорошей физической форме, ибо без хорошей подготовки танцевать один из сложнейших балетов — “Лебединое Озеро” — невозможно. Каких усилий и трудов мне стоило вернуться в профессию — это отдельная история", — подчеркнул он.
По словам балетного критика, Большой нуждается в таком артисте, как Дмитриченко. "С точки зрения художественной, а не моральной возможность возвращения возникает только потому, что на роли, которые он танцевал, очень мало исполнителей. В этом смысле он реально нужен театру. Однако, может ли он физически исполнять эти роли, должны смотреть специалисты-практики", — отметила Гордеева. Напомним, бывший солист известен по ролям Злого гения в "Лебедином озере", Спартака и Ивана Грозного.
Она добавила, что в тренировках Павла на площадках театра нет ничего экстраординарного. Дело в том, что большие театры с огромными залами разрешают людям, не состоящим в труппе, ходить на свои занятия, если те об этом просят. Например, профессиональным танцовщикам, которые по воле случая оказываются в чужом городе. С Дмитриченко, конечно, ситуация немного другая — он находится в родном городе, но из общего потока выброшен, пояснила она.
Коллективная расстановка
Четыре года назад, когда Дмитриченко обвинили в организации покушения на Филина, коллектив Большого во мнениях разошелся. Более 300 человек подписали тогда письмо в поддержку коллеги. По словам Анны Гордеевой, это большинство.
"Это, конечно, много. Он же был председателем дачного товарищества (у артистов Большого театра есть свой поселок - ред.) — все знали, что он готов за каждого заступиться в бытовых ситуациях. Поэтому вне зависимости от того, верил народ или нет в то, что это было сделано по его заказу, его поддерживали как хорошего друга", — отметила она.
За последние годы мнения артистов и сотрудников театра не изменились — расстановка примерно такая же, добавила балетный критик. "Я общаюсь с работниками Большого. И могу сказать, что народ к нему относится так же, как в момент суда. Есть те, кто убежден в его невиновности, и они радуются. Другие считают, что его там быть не должно. Но это не новые эмоции", — пояснила Гордеева.
Сам Павел говорит, что его возвращению в труппе рады. "Поддержка от людей громадная, причем не только в коллективе балета, но и оркестра, оперы, хора и многих других цехов, — рассказал он. — Что касается нового художественного руководителя Махара Хасановича Вазиева, то это тот авторитетный и творческий руководитель, о котором мечтали в труппе давно. Работать под его руководством — мечта любого артиста, ибо Махар Хасанович создает творческую идиллию и огромный плацдарм для искусства в целом".
Та самая история
17 января 2013 года Сергею Филину, который на тот момент был художественным руководителем балетной труппы Большого театра, плеснули в лицо кислотой возле его дома в центре Москвы. Он получил ожоги и частично лишился зрения.
По версии следствия, Павел Дмитриченко, у которого были разногласия с Филиным, заказал нападение соседу по даче Юрию Заруцкому — ранее судимому жителю Рязанской области. Тот привлек к преступлению своего знакомого Андрея Липатова, который подвез его к дому потерпевшего. В итоге Дмитриченко получил пять с половиной лет колонии, Заруцкий — девять лет, Липатов — два года.
Сам Дмитриченко категорически отрицал свою вину и настаивает на этом до сих пор. "Я свою позицию высказал единственный раз после того, как у меня появилась возможность общаться с прессой, и я ее повторяю: конфликтов у меня ни с кем не было, дело считаю сфабрикованным, вины не признавал и не признаю. История высосана из пальца и построена на вранье. Точка", — заявил он.
Обсуждать события четырехлетней давности Павел не хочет. "Те, кто жует и пиарится на придуманной истории, — это их дело. Что касается вопроса о людях, которые против моей карьеры — то они мне неизвестны. Но если таковые есть, то я очень рад, что они думают обо мне. Это приятно. Обещаю их только радовать новыми творческими победами", — заключил артист.
Пообщаться с Сергеем Филиным, возглавляющим сейчас мастерскую молодых хореографов Большого театра, МОСЛЕНТЕ не удалось. Сначала он попросил перезвонить через пару часов из-за совещания, а потом не отвечал на звонки в течение дня.