Новые символы Москвы
Главный редактор Archdaily.com — о том, может ли Москва быть новой мировой столицейЧилиец Дэвид Басульто — один из создателей и главный редактор Archdaily.com, самого популярного в мире ресурса, посвященного архитектуре. На протяжении последних пяти лет он регулярно приезжает в Москву в качестве гостя Московского урбанистического форума. Корреспондент МОСЛЕНТЫ узнал у Дэвида, как Москва смотрится на фоне Дубая и является ли она одной из мировых столиц нашего времени.
Любимое в Москве
Какой ваш личный «Топ-5» архитектурных символов Москвы?
Для меня это Красная площадь с собором Василия Блаженного, сталинские высотки, ВДНХ, титановый монумент «Покорители космоса» с музеем космонавтики и здание фабрики «Красный Октябрь» как символ возрождения и «перезапуска» старых промышленных зданий Москвы.
Будучи главным редактором Archdaily.com, вы легко справитесь с ролью городского критика. Сколько звёзд дадите Москве? Интересно, из чего и как у вас складывалось представление о городе, его архитектуре?
Перед тем, как я впервые оказался в вашем городе, конечно, при упоминании Москвы у меня перед глазами появлялись картинки Красной площади, собора Василия Блаженного. Поэтому, когда я в первый раз сюда прилетел, то в 7 утра был в аэропорту, а в 8 — уже на Красной площади. Меня тогда поразил огромный пустырь напротив собора Василия Блаженного — сейчас там на месте гостиницы Россия создают парк «Зарядье». Кроме того, я хорошо знал по иллюстрациям русский авангард 1920-30-х, который занял целую главу в истории мировой архитектуры XX века. Так что, когда я оказался в Москве впервые, то главной моей мечтой было увидеть дом-мастерскую Мельникова с окнами-сотами. И мне представилась такая счастливая возможность.
Удалось побывать внутри?
Это оказалось непросто, но — да. И это фантастика!
Кроме Красной площади и дома Мельникова вас в Москве тогда ничего не интересовало?
Нет, были ещё определенные ожидания. Когда я готовился к поездке и читал о России, то обратил внимание на то, что у вас сейчас зарождается новая школа городской архитектуры и медиа. А такое нечасто происходит, и было очень любопытно увидеть, как это.
Как город менялся на глазах
Какие архитектурные и градостроительные процессы вы разглядели тогда и в следующие 5 лет своим намётанным глазом главреда архитектурного сайта?
Я увидел, с одной стороны, город, который веками, эпоху за эпохой аккумулировал в себе культуру страны, стал её отражением. Ведь культура стоит за каждым элементом города, за каждым его зданием, даже за некрасивым, потому что и его кто-то проектировал соответственно нормам и представлениям своего времени. И в момент, когда я здесь впервые оказался, было ясно, что Москва стоит на перекрестке, потому что Россия после социалистической эпохи стала меняться. В новых условиях развития экономики в город пришло много денег, отчего в Москве стали много строить.
Всё это привело к тому, что у вас в городе сложился уникальный для современного мира сценарий развития. С одной стороны ресурсы, с другой — очень значимый город с огромным культурным наследием и очень образованным населением. У вас же очень высокий процент населения с высшим образованием по сравнению с остальными городами мира, а это тоже влияет на то, как строится и растет город.
Какие изменения в Москве происходили на ваших глазах?
Приезжая в Москву из года в год, я наблюдал многие процессы, тенденции в развитии, начиная с момента их зарождения. Например, за последние 5 лет можно было видеть, как сначала была объявлена, а затем воплотилась в жизнь программа по очистке улиц центра от припаркованных автомобилей. Общественный транспорт развивается очень быстро: построены и строятся десятки станций метро, в этом году запускают Московское центральное кольцо с современными электропоездами. И изменения у вас происходят очень быстро.
Из года в год я наблюдал такой процесс: на Московском урбанистическом форуме объявляют программу, например, по развитию набережных, парков. На следующий год приезжаешь и видишь, что эти программы уже вовсю реализуются, невооружённым глазом видно, как много изменилось.
В Москве, я считаю, сложилась очень интересная комбинация, когда видение проблем и программ их решения транслируются руководством города и очень быстро переходят к реализации. В этом году, приехав, я увидел в центре множество реконструированных улиц. Понятно, что горожанам такой массированный ремонт доставляет много неудобств, но результат, который уже можно видеть, колоссальный. В других странах подобные работы растянулись бы на десять лет, а здесь вы за год получаете целый список из реконструированных улиц с очень хорошим качеством общественных пространств.
Очень интересно наблюдать за преобразованиями в Москве. Потому что такие высокие темпы, скорость реализации проектов можно видеть в наши дни в развитых азиатских странах, но там за этой скоростью не стоит такой качественный результат, как здесь, у вас. Я за этот год второй раз приезжаю в Москву, и каждый раз — вау, город всё красивее, всё качественнее становятся пространства улиц.
Сейчас на этот счет много критики, но когда программа «Моя улица» будет реализована целиком, это станет всем очевидно. Может быть, у меня такой оптимистический взгляд, потому что я наблюдаю эти перемены со стороны, раз-два за год оказываясь в Москве, а вам приходится с этим ремонтом на улицах жить изо дня в день. Но, знаете, москвич скажет то же самое, что и я, если на несколько месяцев уедет из города и оценит свежим взглядом, как много за это время изменилось.
Чем Москва отличается от Китая и ОАЭ
В ОАЭ, Китае, Юго-Восточной Азии градостроительные процессы сейчас тоже идут на больших оборотах, но у них всё выглядит иначе. Каким вы видите на их фоне «портрет» современной Москвы?
В Юго-Восточной Азии, в Эмиратах города растут вверх, и главное, что мы там видим — это появляющиеся в разных районах высотные здания, никак между собой не связанные. А в Москве ведётся работа по созданию урбанистической среды, в которой все элементы города связаны и начинают лучше работать как звенья одной системы.
В Дубае, например, вы такого не увидите, только отдельные здания, штучные проекты, а не среда, единая ткань города. У вас тоже возводятся отдельные здания, но при этом очень много делается для развития городской среды.
А чего Москве не хватает?
Я бы поставил вопрос чуть иначе: что уже существует, но требует дополнительного развития. Например, открытые архитектурные конкурсы. Это отличная практика — таким образом вы впускаете в город идеи многих талантливых людей, которые ценят такую возможность и «выкладываются по полной». У себя, в Латинской Америке, мы видели это на примерах городов Медельин и Богота в Колумбии, в которых сильна архитектурная традиция, но в наши дни они выглядят современно только благодаря системе открытых архитектурных конкурсов. Поддерживая и развивая традицию их проведения в Москве, вы в итоге улучшите город.
Я помню дискуссии на Московском урбанистическом форуме о том, как превращать обсуждения, результаты исследований в конкретные городские программы. Мне запомнились такие исследования о состоянии Москвы-реки и «Археология периферии», которые на моих глазах быстро легли в основу крупных городских программ. Например, строительства и запуска новых станций метро и железнодорожного Московского центрального кольца, призванного наладить связь с периферийными районами, и программу развития набережных Москвы-реки с проектами реконструкции промзон вроде ЗИЛа.
Так что мне трудно сказать, что чего-то в Москве не хватает. Но есть тенденции, которые надо развить, и это пойдёт на благо городу. Например, наладить канал взаимодействия между теми, кто проводит академические исследования, представителями городских властей и девелоперов.
Новая эпоха — новые символы
Как по-вашему, Москва является одной из мировых столиц нашего времени или только претендует на такой статус?
Чтобы быть одной из мировых столиц, город должен производить, создавать примеры авангардного мышления, авангардных решений в самых разных областях и обеспечивать их экспорт во внешний мир. И я вижу, как Москву начинают узнавать во всём мире благодаря вашим графическим дизайнерам, архитекторам, модельерам. Если сравнивать с прежним, изолированным состоянием столицы социалистической России, то вы добились уникального результата. Простой пример: Moscow Fashion Week теперь заметное событие в международной индустрии моды, например. А в советские годы никому и в голову не пришло бы назвать Москву одной из столиц мировой моды.
Вы выделяете какие-нибудь символы новой Москвы, которая, как вы говорите, формируется у вас на глазах?
Башни Сити, например. Я сегодня пил кофе, и на картонном стаканчике была стилизованная панорама Москвы с профилями самых узнаваемых зданий, среди которых художник изобразил и Сити. Так что де-факто эти небоскребы уже не для меня одного стали символом города.
Новое здание музея современного искусства «Гараж» для меня является ещё одним таким символом, да и весь Парк Горького тоже. Достаточно в 8 часов вечера посмотреть на Пушкинскую набережную, где тысячи людей прогуливаются, занимаются бегом, катаются на велосипедах и скейтах. Это тоже визуализация нового облика Москвы — появившихся здесь открытых общественных пространств, на которых горожане входят с городом в контакт, налаживают с ним взаимодействие. Потому что современный мегаполис — это не только здания, это ещё и общественные пространства, на которых ты и получаешь «урбанистический» опыт от общения с городом.