Культурный бонус
Как будут выглядеть новые пространства Москвы на ЗИЛеМосковский урбанистический форум, который проходит в городе с 6 по 12 июля, не ограничивается разговорами о реновации. Большое внимание спикеры уделили вопросам интеграции искусства в городскую инфраструктуру. И подробнее всего этот вопрос разобрал Иван Романов — управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве, которая занимается превращением заброшенной промзоны бывшего завода ЗИЛ в современный квартал ЗИЛАРТ.
МОСЛЕНТА узнала у него об арт-объектах, которые можно будет видеть прямо на главном пешеходном бульваре квартала, о том, как совместить парковую и культурную зоны, и спросила, почему девелоперам интересно заниматься такими проектами.
Парк с перголой и каланча с обсерваторией
Когда бульвар решили назвать в честь Весниных, мы стали говорить о русском авангарде и авангардизме в современном искусстве. Тогда и появилась идея развить это пространство как место, где можно будет видеть объекты культуры и искусства.
Иван Романов
управляющий директор «Группы ЛСР» в Москве
И в ЗИЛАРТЕ именно этот пешеходный бульвар станет пространством современного искусства. Мы уже приобрели разные объекты стрит-арта. Например, самый большой из них, созданный скульптором Ариком Леви, состоит из перекрещенных брусков полированной нержавеющей стали высотой в 28 метров и шириной в 25 метров. Его установят рядом с фонтаном в 2019 году, когда будет сдан в эксплуатацию первый из домов квартала на бульваре.
Ширина самого бувальвара составит 60 метров, длинна — более километра, и это будет пространство притяжения, место для прогулок и отдыха. Часть зданий, строившихся здесь во времена ЗИЛа, мы сохраним, несмотря на то, что они не имеют охранного статуса. Получится, что на бульваре фасады начала XX века будут соседствовать с фасадами XXI века, и, проходя по нему, можно будет прочувствовать историю места, ощутить связь времен.
Арт-объекты же не обязательно постоянно будут находиться на одних и тех же местах — мы думаем, что за счет их смены пространство квартала станет более живым и разнообразным. Часть из них мы разместим и в парке, который откроется уже осенью этого года. Сейчас там как раз создают пруд, сажают деревья и монтируют перголу.
я выбрал вместо рекламы.
Переголу (навес для защиты прохода, - ред.) спроектировал голландский архитектор Джерри Ван Эйк. Он сам называет ее гусеницей: это такой большой пешеходный мост. Проектировался он одновременно с парком "Зарядье" и, как и тамошний "Парящий мост" над Москвой-рекой, будет буквально парить над парковым прудом.
Эта "гусеница" будет вмещать в себя все необходимые объекты инфраструктуры парка — пункты проката, маленькие кафе, и там же будут находиться павильоны, в которых круглогодично будут размещаться картины, современные инсталляции. Также в парке мы создадим открытые площадки, на которых можно будет делать довольно масштабные инсталляции. Находиться они будут как раз на пересечении маршрутов между транспортным пересадочным узлом, музеем "Эрмитаж-Москва" и жилым кварталом.
Конечно, был бы у нас климат, как в Сан-Франциско, мы бы больше думали о размещении произведений современного искусства на улице, но условия в нашей полосе не те, не всякий стрит-арт выживет под нашими дождями и снегами.
На каких условиях там будут выставляться скульптуры и инсталляции, будут решать чиновники, так же, например, как этот вопрос сейчас решается в случае с парком "Музеон". Мы не станем ни балансодержателем, ни эксплуатирующей организацией парка и бульвара. Это территории общего пользования, и они должны отойти городу.
я выбрал вместо рекламы.
Этим культурные пространства на ЗИЛе не ограничатся. Например, сейчас Александр Бродский, чью "Ротонду" можно видеть в парке "Никола-Ленивец", проектирует у нас очень интересный объект первой очереди. В бывшем пожарном депо ему предстоит сделать детский развивающий центр. Само здание является памятником истории и культуры, и внешний его облик надо полностью сохранить. Александр Саввич назвал этот объект "Детское депо" и нашел очень интересное применение помещениям. А верхнюю часть смотровой пожарной каланчи он накрыл стеклянным куполом и сделал там детскую обсерваторию.
Логика бизнеса
Не секрет, что главная цель девелопера — вложить деньги в недвижимость, изменить ее и получить их назад, чтобы вкладывать в новые проекты. Парки, музеи и концертные залы — это, конечно же, не доходные объекты, но они поднимают стоимость окружающей их недвижимости. И на примере ЗИЛАРТА это очень просто объяснить.
Почему это не делается в других местах? Потому что вкладывать средства в создание объектов, которые не приносят прямого дохода, девелоперу позволяет только мегапроект, который может хотя бы частично вернуть эти деньги за счет прибавки в стоимости недвижимости на большой территории.
В нашем случае мы способны инвестировать, потому что поднимаем в цене недвижимость большого района, строительством которого занимаемся только мы. А если бы речь шла о маленьком объекте, музей на его территории дал бы прибавку в стоимости как для нашей недвижимости, так и для зданий других застройщиков, мы не смогли бы вернуть себе деньги и отказались бы от этого проекта.
я выбрал вместо рекламы.
ЗИЛАРТ дал нам возможность реализовать то, чего не было ни на каких других наших объектах. Город сам инициировал проект, косвенно подтолкнув нас к созданию общественных пространств нового типа, наполненных объектами современного искусства.
Ситуация, благодаря которой все мы скоро их увидим, во многом порождена самим предложением, выставленным на рынок и приобретенным нами на условиях, интересных с коммерческой точки зрения. Установленные правила сделали возможным сделать не только коммерческую, но и общественную составляющую благодаря тому, что территория была оставлена и для этих объектов. Например, если бы не было земли, выделенной под парк, то не было бы ни перголы, ни павильонов для арт-галерей.
Городские чиновники в наши дни устанавливают правила для создания нового города, которым будут пользоваться наши внуки. Поэтому они должны предлагать условия, которые дают необходимую свободу.
Чтобы выгодно было инвестировать в создание таких объектов, нужно предоставлять территорию для комплексной застройки, устанавливать правила, которые будут позволять запланировать мультифункциональность пространства квартала. Тогда процесс создания пространств для искусства в городе будет двигаться сам. Если среда для воплощения такого порыва будет создана, то уже не важно, от кого он будет исходить, кто в этом найдет для себя интересную составляющую.
Польза для города очевидна: после открытия "Эрмитаж-Москва" откроется новая страница в музейной истории Москвы. Наряду с Третьяковкой это будет еще один центр притяжения, из-за которого в наш город поедут люди. И, слава Богу, городские власти сейчас это уже понимают и содействуют таким процессам.