Город

«Город как сюжет стал интересен»

Варвара Мельникова — о равнении на Москву и правильных градоначальниках

© Владимир Васильчиков для МОСЛЕНТЫ

Директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Варвара Мельникова недавно стала директором бренда «Афиша». МОСЛЕНТА расспросила ее о городской ткани, моде на урбанистику и школе мэров.

Директор Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Варвара Мельникова недавно стала директором бренда «Афиша». МОСЛЕНТА расспросила ее о городской ткани, моде на урбанистику и школе мэров.

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» создан в 2009 году. Он предлагает пятимесячную образовательную программу в области городского развития для студентов со всего мира, издает книги по архитектуре и дизайну и каждый год организует открытую для всех желающих летнюю образовательную программу. «Стрелка» является партнером ЮНЕСКО в программе международного исследования Восточной Европы, входит в список 100 лучших образовательных учреждений Европы по версии издания Domus. Председатель попечительского совета Института — Александр Мамут.

**— Варвара, 10 августа вы назначены управляющим директором бренда «Афиша», оставаясь при этом директором Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». Какое у вас видение развития бренда «Афиша», как для этого должно измениться издание? **

В мои обязанности в качестве управляющего директора «Афиши» входит управление активом, развитие бренда и повышение эффективности работы команды. Пока о планах говорить рано, к разговору о новой стратегии «Афиши» можно будет вернуться через пару месяцев.

**— Как вы считаете, мы сейчас в Москве переживаем эпоху грандиозных преобразований, какие происходили, например, в Париже 1850-х, при Османе? **

Осман прорубил сеть проспектов в историческом центре Парижа — это были очень радикальные решения, которые меняли структуру города. И Москве сейчас не хватает больших, радикальных решений. Не пугаться их, заранее их прорабатывать было бы, мне кажется, очень круто. Например, КБ «Стрелка» делает сейчас концепцию реновации всего Бульварного кольца в рамках программы «Моя улица», и одна из идей, которые мы предложили к рассмотрению, — сделать пешеходным тоннель, соединяющий Никитский и Гоголевский бульвары. Это мощная радикальная идея, которая требует большой проработки и содружества разных ведомств. И хотелось бы, чтобы реакция на такие проекты была не сразу: «Нет, мы так не делали и делать не будем», а чтобы была экспертиза, их бы рассматривали на серьезном уровне.

Улица Кузнецкий Мост

© Изображение: КБ Стрелка

— Москва становится городом, на который ориентируются не только российские мэры из провинции, а мэры столиц других стран?

На Москву и раньше ориентировались. Шанхай спроектирован по кальке московского Генплана в связи с дружбой одних коммунистов с другими. Для любого специалиста-иностранца те перемены, которые происходят в Москве, значительны, потому что превращение заброшенной стройки на месте гостиницы «Россия» в парк — это огромного масштаба событие. Такого уже невозможно представить в центре ни одной из мировых столиц. Где вы в Лондоне найдете 14 гектаров помойки, на которых можно разбить парк? Или в Париже, или в том же самом Шанхае? Нигде. А здесь до сих пор существуют помойки большого масштаба, которые в скором времени будут конвертированы...

Шанхай

© Владимир Смирнов / ТАСС

— В городскую ткань...

Да-да-да!

**— «Стрелка» начала сотрудничать с МГУ, МАРХИ, ВШУ, разрабатывая собственные магистерские программы. Когда начнется набор слушателей на первый такой курс, сколько он будет стоить? **

Набор на совместную программу «Стрелки» и ВШУ мы запустим в следующем году. Это будет англоязычная магистерская программа на два года по специальности «урбан-аналитик». Стоить будет, я думаю, столько же, сколько сейчас это стоит в ВШУ. Идет подобное обсуждение совместных программ: с МАРХИ — по специальности «архитектура и дизайн», с МГУ — по городской экономике.

— Сколько в проектах «Стрелки» занято специалистов?

Думаю, в пределах 200-300 человек в общем и целом трудятся у нас на благо изменения ландшафта на территории Российской Федерации. Центральное ядро — порядка 40 человек, которые работают именно в институте на каждом из направлений: издательская деятельность, Лето на «Стрелке», онлайн школа городских предпринимателей Vector, детальные проекты, коммуникации. Плюс к этому, есть люди, которые живут по всему миру: в Нью-Йорке, Лондоне, Барселоне, Пекине, Шанхае, с которыми мы взаимодействуем по разным проектам.

Расходы на людей в моем бюджете составляют примерно 70 процентов, что очень нетипично для организации. Я мало трачу на аренду и прочие административные расходы, зато очень много трачу на людей.

— Идет прием заявок на обучение в 2015–2016 году. Как изменятся конкурс, образовательная программа?

Мы хотим видеть нашего студента более образованным и взрослым, чем принимали раньше. Это могут быть выпускники Высшей школы урбанистики, МАРШа, или люди, которые уже отработали в том же самом парке Горького, НИИ Генплана, архитектурных бюро и занимались непосредственно городскими проектами. И они точно уверены, что город — сфера их профессионального интереса.

Мы сократили программу с девяти месяцев до пяти. Если ты уже где-то отработал, отучился и хочешь прийти и, скажем так, круто прокачаться, ты не всегда готов на это тратить девять месяцев жизни. А пять месяцев — это вполне мощный интенсив, за время которого ты можешь понять и закрепить то, чему тебя учат. В этой программе заложено еще два месяца практики, ребята будут работать в наших партнерских организациях, например в музее «Гараж», McKinsey & Co, RAMBLER&Co.

— Вы причисляете к заслугам «Стрелки» то, что архитектурные конкурсы в Москве проводятся теперь на регулярной основе?

Конечно, да, учитывая, что мы были первой организацией, которая запустила здесь современный формат конкурсов архитектурных проектов. Не таких, где говорят: «нарисуйте что-нибудь красивенькое, а мы посмотрим», а таких, где за производством технического задания стоит большое количество исследований, аналитики. А архитектурные проекты оцениваются по критериям экономическим, программным, техническим. Такой формат архитектурных конкурсов вошел в московскую жизнь благодаря деятельности КБ «Стрелка» и, в частности, Дениса Леонтьева — нашего выпускника и основателя КБ.

— Кроме «общественных пространств», какие еще термины и понятия «Стрелка» ввела в сознание и лексикон городских чиновников и журналистов? Какие идеи город подхватил у вас, и вы этим гордитесь?

«Вовлечение горожан» и «краудсорсинг идей» — это флагманские сюжеты, которыми мы начали заниматься и которые были отлично восприняты. Они реализуются сейчас в «Активном гражданине» и в других краудсорсинговых проектах по городам России.

Мы сделали модным городское, урбанистическое исследование. Когда мы начинали пять лет назад, термины «исследование», «концепция» употребляли представители академической среды, но не бизнесмены и чиновники. Аудитория читателей таких исследований состояла из 20 профессоров и заведующих кафедрами. А «полноценное современное городское исследование» — это термин и феномен, который ввела в московскую жизнь именно «Стрелка». И за эти пять лет был осуществлен целый пласт аналитических работ, связанных с Москвой, чего раньше в таком объеме не делалось.

Город как сюжет стал интересен и для горожан, и для медиа, и для чиновников, и для бизнесменов. Мы запустили процесс, о котором мечтает большое количество людей в разных средах и индустриях. Запустили на примере урбанистики и города, когда он стал интересен абсолютно всем участникам городских процессов, стейкхолдерам, и это очень важное достижение. Единственная тема, которая запущена с такой мощностью на всех слоях, это как раз городской сюжет, история про общественные пространства. Сюжет проникает в жизнь всех участников городских процессов, и это делает необратимыми происходящие изменения, дает гарантию того, что они будут развиваться, из модного тренда превратившись в мейнстрим.

— В мае «Стрелка», ни много ни мало, была выбрана ЮНЕСКО партнером для проведения исследования «Культура и устойчивое городское развитие» на территории 11 постсоветских стран. Как продвигается работа над этим проектом?

Результаты будут в октябре. Подобное исследование по роли культуры в развитии города стран бывшего соцлагеря они делают впервые. И то, что такая организация, как ЮНЕСКО, существующая с 1946 года, оценила нашу экспертизу и заказала это исследование нам... Без всякого кокетства, это очень почетно, и мы очень этим гордимся.

К тому же, мы поедем презентовать это исследование в Эквадор на конференцию ООН-Хабитат. Это даже для осмысления непростая комбинация: вы делаете исследование про Узбекистан, Казахстан, Беларусь, чтобы презентовать его в Латинской Америке, на экваторе. Фантастика! Для меня «Стрелка» — она вот про такое.

**— В 2013-2014 годах вы участвовали в проведении «Школы мэров», в этом году вас позвали? **

Школу мэров ежегодно проводит администрация президента, два года подряд экспертов «Стрелки» приглашали принять участие в этой программе. Пригласят ли нас на этой осенью, пока неизвестно. Думаю, к октябрю решат.

**— Вы довольны результатами участия в прошедших «Школах мэров»? **

На мой взгляд, качество человеческого капитала, который управляет городами, должно увеличиваться в геометрической прогрессии. Эти люди должны быть невероятного качества с точки зрения своих профессиональных навыков, и это требует серьезной работы, подбора и инвестиций ресурсов. Пока мое впечатление от взаимодействия с мэрами городов, очень... неоднозначное.

Мэр Лондона Борис Джонсон

© Zuma / TASS

— Ясно. Не в коня корм?

Именно. Мэрами должны быть люди, которые знают и любят свой город, живут в нем со своими семьями и хотят заниматься его развитием в следующие пять-десять лет, даже если в эти годы не смогут остаться на посту мэра. Они должны воспринимать этот пост не как ступеньку, которую надо быстро перепрыгнуть в сторону каких-то более интересных государственных перспектив, вроде губернаторского кресла или перевода на должность в Москву. И если «Стрелка» рассказывает про современные тренды в урбанистике мэрам, у которых нет мотивации развивать свой город, — это бесполезное занятие.

Я бы предложила любому мэру ходить по своему городу пешком, вне зависимости от того, миллионник ему достался или нет. Не организовывать рейды, когда все заранее знают, по каким улицам он пойдет, и все к его приходу почистят, уберут. Мэр города должен научиться ходить пешком по всем своим делам: на встречи, совещания. Когда он начнет это делать, ему очень быстро станет очевидно, какого рода изменения нужно в этом городе произвести.

— Тем, кто прошел испытательный срок в три месяца, предлагаю выдавать велосипед.

Максимум — велосипед, хорошо. А так, пешком ходить полезно. Давно уже известно, норма — десять тысяч шагов в день.