Город

Шахматы для снайпера

МОСЛЕНТА о метких выстрелах и насущных проблемах столичных стрелков-высокоточников

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

Что взять с собой, уезжая в выходной из Москвы? Летом – велосипед, удочку с надувной лодкой, зимой – сноуборд. А что, если захватить мощную винтовку с 25-кратным прицелом, мобильную метеостанцию и баллистический калькулятор? Высокоточная стрельба в России зародилась на рубеже 90-2000-х и в 2014 году оформилась в федерацию (ФВСР). Теперь она попала под прицел МОСЛЕНТЫ, и руководители организации рассказали нам, что такое «Бенчрест» и «Ф-класс», зачем после выстрела строить графики и с какими внутренними и внешними проблемами сталкиваются российские высокоточники.

Что взять с собой, уезжая в выходной из Москвы? Летом – велосипед, удочку с надувной лодкой, зимой – сноуборд. А что, если захватить мощную винтовку с 25-кратным прицелом, мобильную метеостанцию и баллистический калькулятор? Высокоточная стрельба в России зародилась на рубеже 90-2000-х и в 2014 году оформилась в федерацию (ФВСР). Теперь она попала под прицел МОСЛЕНТЫ, и ее организации рассказали нам, что такое «Бенчрест» и «Ф-класс», зачем после выстрела строить графики и с какими внутренними и внешними проблемами сталкиваются российские высокоточники.

Высший пилотаж

«Это очень увлекательно, это затягивает, как хождение под парусом или пилотирование самолета, – рассказывает член центрального совета Федерации высокоточной стрельбы России Иннокентий Корнюшин. – Это такие стрелковые шахматы. Нужно бороться с дистанцией, гравитацией и погодой. Огромное количество вводных нужно математически сопоставить».

Современное оружие, рассказывает он, позволяет сделать точный, «прогнозируемый» выстрел на расстояние свыше 1,5 километров. При этом высокоточникам нужно поразить «малоразмерные цели», например, 3-сантиметровую на расстоянии 100 метров или 30-сантиметровую на расстоянии километра. У стрелка мало времени и множество сопутствующих факторов: ветер, освещение, давление, температура и даже влажность воздуха.

И поэтому для высокоточной стрельбы необходимо много дополнительного оборудования, но о нем чуть позже.

Развитие после застоя

Почти все дисциплины высокоточной стрельбы появились на Западе. Наибольшее развитие они получили в США, и сейчас высокоточное оружие там производят как гиганты индустрии – Бартлейн, Шилен, Кригер, Лилья – так и сотни частных мелких мастерских.

В СССР тем временем происходил затяжной период застоя. С 1960-х до 1990-е годы государство изымало нарезное оружие у граждан. Иметь нарезной ствол разрешалось только промысловикам и спортсменам, которые занимались олимпийскими видами спорта. Ситуация изменилась лишь в 1990-х.

К 2003 году в Москве и некоторых регионах России стрелки-энтузиасты стали объединяться в клубы. Наконец, в 2014 году была создана Общероссийская общественная организация «Федерация высокоточной стрельбы России», которая на сегодняшний день объединяет пять дисциплин. Они включают в себя как стрельбу из мелкокалиберных винтовок (.22LR) до 100м по фигуркам животных («Силуэтная стрельба»), так и стрельбу до километра и далее («Снайпинг», «Ф-класс»).

«Количество стрелков-высокоточников в России сейчас примерно 500 человек. Это те, кто регулярно тренируются, участвуют в соревнованиях в различных регионах, в международных «высокоточных» соревнованиях, показывают очень хорошие результаты и защищают честь России. Увлекающихся же высокоточной стрельбой гораздо больше», – рассказывает президент федерации Сергей Сумароков. 

Где стрелять?

Самая большая проблема в «высокоточке» – отсутствие в стране стрельбищ с дистанциями стрельбы более 300 метров. «На сегодняшний день гражданских стрельбищ в России – официальных, сертифицированных, оборудованных, которые отвечают требованиям высокоточных дисциплин – нет, то есть вообще. Есть только ведомственные стрельбища или тиры, которые в большинстве своем не предполагают допуска на них гражданских стрелков и охотников, и они не рассчитаны для проведения тренировок и соревнований по „высокоточке“. Например, в московском регионе общедоступных тиров с дистанциями стрельбы хотя бы 300 метров всего два – „Бисерово“ и „Лисья нора“», – поясняет Сергей Сумароков.

Не пострелять высокоточникам и в глухом лесу, потому что это расценивается как нарушение административного законодательства (стрельба в неположенных местах или стрельба в охотничьих угодьях), которое влечёт штраф и изъятие оружия. В охотничьих угодьях можно стрелять только в сезон и только со спецразрешением. Масла в огонь подлил и недавно принятый закон, изначально направленный против стрельбы на свадьбах из травматического оружия. 

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

Попытки организовать подходящие гражданские стрельбища пока остаются безрезультатными – нет современных нормативов и стандартов. 

Так что стрелкам, чтобы пострелять на расстояние в 1.000 метров, приходится просить помощи у Минобороны, Росгвардии, УФСИН, МВД и т.д. «Обращаемся к ним официально, пишем письмо от федерации и просим посодействовать. Также предлагаем им свою помощь в организации тренировок и проведении совместных соревнований по дисциплинам высокоточной стрельбы» – рассказывает президент федерации.

Стреляющие экспонаты 

Одна из дисциплин высокоточной стрельбы предполагает использование исторического оружия эпохи Великой Отечественной войны. Такие винтовки должны быть выпущены не позднее 1962 года. Стоимость исторической винтовки с аутентичным 3,5-кратным прицелом составляет около 25 тысяч рублей. Купить её может любой охотник с соответствующей лицензией. Патроны также недорогие – 20-25 рублей за штуку. Но главная ценность такого оружия – в руках, которые его держат.

По статистике военных лет, снайперы, среди которых было много женщин, стреляли в среднем на расстояние 100-300 метров. Легендарная винтовка Мосина в руках опытного стрелка уверенно бьёт на 300 метров и далее. Лучшие снайперы тех времен умудрялись попадать в цели на расстоянии более полукилометра.

«Представьте, сможете ли вы точно определить дистанцию хотя бы на 50-100 метров, на глаз, без современных измерительных приборов? А на 300м, а на 500-700 метров и далее? – спрашивает член центрального совета ФВСР Инокентий Корнюшин, – Мягко скажем, это сложно, и скорее всего ошибка в определении дистанции будет большая, а значит – промах».

Бенчрест – стрелковая «Формула-1»

Бенчрест (от англ. benchrest shooting – стрельба со специального стола) называют «Формулой-1» в высокоточной стрельбе. Здесь, на дистанциях 100-200-300 метров, соревнуются не только стрелки, но и их «железо» – винтовка, оптика, патрон. Для победы нужно собрать на мишени наименьшую группу из пяти выстрелов. Идеально будет пять раз попасть в одну точку.

«Когда проводят серьезные чемпионаты, и погодные условия позволяют, бывает, что на мишени видна всего одно отверстие. Для фиксации такого результата нужно дополнительное мишенное оборудование – сзади мишени устанавливается специальная контрольная лента, она постоянно двигается во время стрелкового матча» – рассказывает член центрального совета Федерации и многократный призёр соревнований Николай Зёмин.

В этой дисциплине также не используются дальномеры и прочие приспособления кроме специальных передних и задних упоров, на которые «ложится» винтовка.

«Упор может иметь вес от 14 до 30 килограммов. У меня упор стационарный, там специально сделана подушка с песком, куда вкладывается ложа. Винтовка по этой подушке свободно скользит. Сзади ставится специальный мешок, тоже набитый песком – он гасит вибрации при стрельбе. После того, как винтовка правильно уложена и выставлена на мишень, необходимо поймать нужную ветровую кондицию и быстро отстрелять серию, пока ветер не поменялся», – рассказывает Николай.

В основном в Бенчресте используется самый точный на сегодняшний день винтовочный патрон 6PPC, появившийся в 1975г. на базе калибра .220 Russian (он, в свою очередь, создан финнами в 1950 г. на базе нашего автоматного патрона 7,62х39). Калибр 6PPC позволяет стрелять с кучностью меньше 3 миллиметров между попаданиями на дистанции в 100 метров.

Стоимость современной винтовки для Бенчреста - от 200 до 500 тысяч рублей. Найти её в продаже почти невозможно, сейчас их в России всего несколько десятков. Прицел стоит примерно столько же, сколько сама винтовка.

Самые тяжёлые стволы – Ф-класс

В дисциплине Ф-класс стреляют на 1000 ярдов (914,4 метров). За попадания в бумажную мишень начисляются очки. Стрелки используют самые большие и тяжелые винтовки - до 10 кг. Ствол длиной около 30 дюймов (более 76 см) максимально разгоняет пулю, а его внушительный вес сглаживает «паразитные» колебания. Лёжа спортсмен должен сделать до 20 выстрелов подряд. 

«Особенность данной дисциплины в том, что во время матча стрелкам показывают каждое их попадание в мишень, каждый участник ведёт специальную таблицу, где фиксирует результаты и рисует график своих выстрелов. Так он может корректировать свою стрельбу», – поясняет Сергей Сумароков.

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

Стоимость винтовки отечественного производства для Ф-класса начинается от 300 тысяч рублей. При этом каждый стрелок старается «собрать» винтовку под себя. Ствол может быть одного производителя, затвор – другого, ложа – третьего и т.д. Патроны используются импортные, самых качественных марок и соответствующей цены. Стоимость выстрела может достигать 1000-1500 рублей. Обычно на соревнованиях спортсмену нужно около 200 патронов.

Старый добрый «Снайпинг»

«Снайпинг» – самый популярный вид высокоточной стрельбы, сочетающий в себе большинство элементов, присущих другим видам. 

Его правила могут быть разнообразны. Часто время на выстрел сильно ограничено (например – не более 0,3 секунды после сигнала таймера), стрельба идёт на различные дистанции, из различных, в том числе неустойчивых положений, с опорой на естественные и искусственные барьеры, со штатива, с перемещением и подбежками. Стрелок может заранее не знать дистанцию, при этом порой запрещается пользоваться дальномерами.

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

«И ещё наш главный «друг» – ветер, интуитивно нужно чувствовать направление и его изменения – флаги в «Снайпинге», как правило, не используются», – рассказывает Николай Зёмин.

Дистанции в «Снайпинге» варьируются от 20 до 1500 метров. На этих соревнованиях участники часто используют то же оружие, что и на охоте, и почти всегда с дульным тормозом-компенсатором на стволе – он уменьшает отдачу, что позволяет лучше удерживать цель в поле зрения прицела и стрелять быстрее. На винтовках, как правило, установлены мощные оптические прицелы с объективами до 56 мм и с увеличением до 25 крат. 

Дополнительное оборудование и «обвес»

Большое количество дополнительного современного оборудования используется почти во всех дисциплинах высокоточной стрельбы, так как рассчитать правильно баллистику или даже зафиксировать попадание в цель без него невозможно, особенно на больших дистанциях. А полагаться только на удачу в высокоточной стрельбе не принято.

«Траектория полета пули зависит от многих факторов – температуры воздуха и патрона, давления, влажности, угла стрельбы, направления и силы ветра. Чем давление выше, тем плотность воздуха больше и пуля будет «падать» быстрее. Чем температура ниже, тем плотность снова выше и пуля будет «падать» быстрее. К тому же, если патрон и порох в нём холодный, уменьшается начальная скорость вылета пули, а это влияет на траекторию. Всё нужно учесть, иначе промах!», – замечает Николай Зёмин.

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

Здесь в дело и вступают зрительные трубы, дальномеры, часто технически превосходящие те, которые используют охотники, анемометры – мини-метеостанции, которые измеряют скорость и направление ветра, температуру, давление и влажность, и, наконец, баллистический калькуляторы, которые сводят воедино все данные, способные повлиять на полёт пули, от погодной обстановки до особенностей винтовки и патрона. Кстати, широкое распространение в России и в мире получила баллистическая программа для расчета выстрела «Стрелок Про» - которая разработана нашим соотечественником Игорем Борисовым.

Санкции на огневом рубеже

Экономические санкции, введенные Европой и Америкой в отношении России, серьезно ударили по развитию высокоточной стрельбы в нашей стране. Большинство современного оружия, патронов и особенно дополнительного оборудования в России не производится. В настоящее время ограничен ввоз в Россию также оптики и патронов, а те, что ещё можно найти – подорожали как минимум вдвое. 

"Самая базовая и популярная винтовка раньше была - Remington 700, она стоила относительно небольших денег и была достаточно хорошего качества. Она позволяла стрелять тот самый «Снайпинг» и другие дисциплины за вменяемые деньги. Сейчас этих винтовок почти нет, если только старые запасы где-то на вторичном рынке. В магазины сейчас привозят только дорогие модели», - рассказывает Сергей Сумароков.

Президент федерации уверен, что в России «есть и мозги, и технологии» для развития этой отрасли -начали появляться частные оружейные производства, которые не только создают и производят оружие, необходимое стрелкам, охотникам и спортсменам, но и помогают «доводить до ума» импортные винтовки.

© архив Федерации высокоточной стрельбы России

Федерация, в свою очередь, старается помогать государству в решении оружейного рынка. «Федерация сейчас представлена в экспертной группе при Минспорта России. Наши предложения по изменениям в правовых и нормативных документах, касающихся оборота гражданского оружия и патронов к нему, принимаются во внимание», - уверен директор организации Сергей Горобец.

Он и его соратники уверены, что уже не за горами день, когда высокоточная стрельба станет массовым видом спорта, и наши соотечественники перестанут бояться человека с винтовкой.


Владимир Шумаков, Алексей Коновалов