Культовое кино, компьютерный вирус и колесница над театром. Как древнегреческие мифы выживают в современном мире
Про то, что рядом с нами
Нам кажется, что все, что было в Древней Греции или Риме, — нечто невероятно далекое от сегодняшнего дня. Но это не так. Это ближе, чем мы можем себе представить. Например, мы даже не замечаем, как пользуемся выражениями «гордиев узел», «эдипов комплекс», «кануть в Лету» или «сизифов труд». Но за каждым из этих выражений — свой миф.
Названия созвездий, планет и даже имена, например, имя Георгий, которое происходит от богини Геи, — все это тоже привет от античности. Это память о ней в нашей повседневной жизни.
Про фильм Кэмерона и батискаф Кусто
Кстати, на античной мифологии строятся популярные истории, книги, фильмы. Например, несколько лет назад невероятно популярным, культовым стал фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». Если посмотреть внимательно на то, как показанная в нем инопланетная цивилизация видела мир, на их связь с родной планетой и их практики, сюжет станет тоже очень узнаваемым.
Греки мечтали о подобной гармонии. Они все время говорили, что боги — помощники человека. Просто у них больше возможностей.
Можно вспомнить еще всемирно известного исследователя подводного мира по имени Жак-Ив Кусто. Его судно носило название «Калипсо». Так звали одну из нимф, с которой, если верить Гомеру, однажды встретился Одиссей.
Про компьютерный вирус
Еще привет от античной эпохи — один из самых известных компьютерных вирусов. Его называют «Троян».
Это прямая отсылка к истории о Троянском коне — подарке Одиссея и его соратников жителям якобы победившей в войне Трои
Это была огромная деревянная фигура лошади, которую привезли на главную площадь города. Вот только троянцы не знали, что внутри прятался сам Одиссей и его воины. В итоге они оказались в самом тылу своих врагов, и Троя пала.
Троянский конь так и остался символом хитрости, изворотливости и предательства, которое происходит изнутри, от удара, откуда не ждали. Так и вирус, попадая внутрь компьютерной системы, буквально съедает ее изнутри, поражает самые важные ее компоненты, и они потом восстановлению не подлежат.
Про человека в центре мира
Давайте немного вернемся назад, примерно на две-две с половиной тысячи лет. Греки всему дали свое обоснование. Мир вокруг них был населен богами, героями и другими сущностями, которые так или иначе помогали человеку выжить.
Но самое важное — тогда человек знал, что он не один. Он был уверен, что кто-то обязательно ему поможет. Впрочем, если что-то шло не так, этому всегда было объяснение: человек прогневил богов.
Сейчас было бы сложно, конечно, списать свои неприятности на то, что Зевс на меня обиделся, потому что я неправильно себя повел. Но в те времена это было в порядке вещей.
Для греков было также важно идеальное сочетание этики и эстетики, музыки, гуманитарных знаний и физического развития. У них была мечта об идеальном человеке, идеальном Я. Несмотря на то что еще тогда они поняли, что в одном человеке сочетать все это просто невозможно, мы и сейчас постоянно выходим на очередной этап тех же самых поисков.
Вся наша система образования стоит на этих основах, правда, лучше бы мы переняли их глубже. Но так или иначе, а наша история про знания и самосовершенствование основывается все на том же гуманизме. А это значит, что в центре всех процессов — человек.
Про древнегреческую Москву
Самый наглядный пример отсылок к античным временам в Москве — это, конечно, архитектура. В нашем городе мы, например, можем найти примеры и колонн ионических, и дорических, и каких угодно еще. У нас множество зданий с портиками, а над Большим театром установлена квадрига, и так далее. Оформление всех зданий эпохи классицизма — все это отсылки к античности.
Еще одна параллель с той эпохой — городская скульптура. У нас очень много памятников — как бюстов, так и фигур в полный рост. Эта традиция также идет со времен древних греков и римлян. Они считали, что все достойные люди должны получить свое изображение, и каждой статуе должно найтись свое место
Это уже не говоря об использовании античных мотивов в моде. Например, сейчас очень популярны силуэты, похожие на ту одежду, что носили в античном мире, — те же женские туники.
Мы берем идеи древности и до сих пор их перерабатываем, переживаем, вкладываем в них новые смыслы. Все это уже когда-то было. Но то, что оно сохраняется, говорит только о том, насколько сильна у нас преемственность. Это значит, что у человечества не было пауз в развитии и временных разрывов.
Про оси времени
Наша выставка как раз была задумана для того, чтобы рассказать историю античных мифов, их смысл и глубинное содержание. За ее основу была взята коллекция Николая Борисовича Юсупова-старшего. Она же является ядром собрания Музея-заповедника «Архангельское».
За нулевую точку наших осей координат был взят реликварий, в котором находятся настоящие артефакты античных времен. В нем представлены пять предметов из коллекции Юсупова, которые он привез, скорее всего, из своих поездок по Европе в 80-90-е годы XVIII века. Они датируются I веком до нашей эры и I веком нашей эры.
А вот дальше — живопись, графика, книги, скульптура, декоративно-прикладное искусство XVII-XIX веков, посвященные как раз взглядам и идеям римлян и греков, которые тем или иным образом трансформировались в сознании и творчестве людей, которые уже ближе к нам.
И мы естественным образом доходим до дня сегодняшнего, чтобы понять, что и современным авторам совсем не скучно работать с античным наследием. Они с удовольствием в него погружаются.
Про них и про нас
Безусловно, мы можем понять тех, кто жил в Древней Греции и Древнем Риме, влезть в их шкуру. Понятия «любовь», «честь», «достоинство», «честность», «преданность» — они одни и те же и для того времени, и для нашего.
Обмануть человека, сделать ему какую-то подлость было плохо и тогда, и сейчас
Это этика, которая была задана древними греками. Она ведет нас, и, возможно, именно поэтому мы остаемся людьми. Разница только в освоении технологий.
Выставка «Античность. Система координат» будет проходить в Медиацентре парка «Зарядье» до 4 августа. Все подробности, а также билеты — на сайте проекта.