«Учителя распускали слухи, что родители — наркоманы». Как учатся, развлекаются и влюбляются московские школьники
Про начальную школу, перераспределение и братьев
С самого начала в школе было просто. Так вышло, что мы с родителями знали многих учителей, так что я оказалась среди знакомых людей. Но уже после четвертого класса нас распределили по направлениям. Все мои одноклассники решили, что пойдут в математический класс. Им не хотелось, чтобы их разделяли. А я как-то не любила математику, особо не понимала ее. И написала заявление на перевод в один из гуманитарных классов. Со мной вместе ушел только один человек.
Остальные отреагировали как-то спокойно. Я потом еще некоторое время постоянно гуляла с ними после уроков, но постепенно общение сошло на нет. Но никто по этому поводу особо не переживал. В то время как раз началась вся эта история с гимназиями, когда под одним номером школы объединялись несколько зданий. Я училась в одном, бывшие одноклассники — в другом.
В начальной школе как-то не было у меня никого особо близкого, кто бы сильно переживал из-за того, что я не пошла дальше учиться вместе со всем классом. А после девятого класса нас всех снова перемешали, и со мной снова оказались некоторые ребята, с которыми мы не общались с начальной школы.
Хотя нас первый раз распределяли по профильным классам после четвертого, сейчас это делают после седьмого. У меня есть младшие братья. Они как раз сейчас через это проходят. Сложно сказать, лучше так или нет. Это с какой стороны смотреть. К седьмому классу к одноклассникам привыкаешь, наверное, сильнее.
Про универсальные классы и какую-то жесть
Ребята, которые мало кому нравятся, у нас есть. Обычно они попадают в так называемые универсальные классы, где нет профильных предметов. Там оказываются все, кто по оценкам не смог пройти ни на какое направление.
Я сама была в универсальном классе — правда, по другой причине. Мне хотелось снова пойти по гуманитарному направлению после девятого, но нам сказали, что класс набрать не смогли и финансировать его не станут. Я думаю, это все из-за того, что у нас теперь упор на технические специальности. Гуманитарные как-то директору не интересны. Тут не в нас дело. Довольно много было народа, кто подал заявление на перевод в такой класс. Но нам сказали выбирать: либо идти по математическому или другому техническому профилю, либо становиться учениками универсального класса. Я выбрала последний вариант. Мне уже тогда было понятно, что надо просто заниматься самостоятельно,
Мои братья тоже успели поучиться в таком классе. И я много раз слышала от них и от учителей, какое к таким школьникам отношение. Преподаватели же, если честно, не особо стесняются в высказываниях. Правда, в эти классы действительно часто попадают ребята из неблагополучных семей, а еще — те, кто уже класса с пятого начинает выпивать, курить и попадать в неприятности с полицией.
Когда я была в универсальном классе, отношение учителей было так себе. Меня спасало то, что у меня не только были нормальные оценки, но меня еще никто ни разу не ловил с сигаретой или бутылкой. Я как-то мимо этого вообще. А вот по поводу одноклассников очень часто можно было услышать: «Ты же из универсального класса! Что с тебя взять?»
Но вообще, если честно, в старших классах этого уже меньше. А вот в средней школе на головы учеников этих классов сыплется все, что угодно. Иногда из-за того, что к ним вообще такое отношение, стереотипное что ли, а иногда и за дело. Там постоянно происходит какая-то жесть.
Про одноклассника с плей-листом
Среди моих ровесников отношения более-менее нормальные. Какие-то серьезные конфликты — это огромная редкость и реально большой скандал. Не так давно был один такой.
У нас был одноклассник. Как его описать? Ну, он обычный, тихий такой, зажатый. Он был весь в учебе постоянно. Мы знали, что у него очень сложно все с родителями. Они там и срывались на него, и руки распускали.
В общем, мы его лишний раз не трогали. При этом никто его не задевал, не гнобил. Его можно было попросить о помощи, он сам к кому-то всегда мог обратиться. Все было спокойно до того момента, как он наконец попал в наш классный чат.
Ему очень долго запрещали сидеть в соцсетях. Он вообще мог только определенное время быть в интернете и под контролем. Но тут, видимо, что-то изменилось, и он оказался в нашей группе. Почитал, что мы пишем, и началось. Мы про себя почитали все: мы все прогнили, никто тут не знает вообще, что такое дружба, а еще слушаем мы какую-то дрянь, в которой нет ни глубокого смыла, ни высокой морали. Он нам даже скинул свой плей-лист, написал что-то про то, что нам надо послушать, может, что-то и поймем. Ну, как сказать? Это было грубо. И очень многим такое навязывание своего мнения не понравилось.
Вообще, я думаю, у него тогда что-то было дома совсем не так. Он начал иногда устраивать истерики прямо на уроках. Но так или иначе ему досталось от всех. С ним в итоге просто перестали общаться вообще. Некоторые ребята его откровенно гнобили. Его родители даже хотели написать заявление в полицию. Да, это плохо. Но тут все хороши, он тоже.
Это длилось недолго. Какое-то время, конечно, скандал был, а потом и учителя с особо активными учениками поговорили, да и вообще как-то внимание на что-то другое переключилось, и все успокоилось. Правда, с ним особо так общаться и не начали.
Про удар по голове
Ни разу не было такого, чтобы в классе просто были злые дети, которые докапываются до кого-то, чтобы просто докопаться. По крайней мере я не видела. Впрочем, какой-то прямо своей компании у меня тоже не было. Может, там и были какие-то внутренние разборки, про которые я просто не знаю. Но если случалось что-то серьезное, у этого всегда была причина. И это было крайне редко.
Могу разве что еще одну историю вспомнить. Девочка была, хорошо очень училась, тоже была на отличном счету у учителей. В компаниях ее также было не видно. Человек в себе. Однажды другая девочка что-то фотографировала, та, первая, решила, что фоткают ее. Она ни одного вопроса не задала, просто двинула второй девочке по голове. Это тоже был большой скандал. Ситуацию как-то сгладили, но все запомнили. С ней тоже никто не общается.
Вообще, это удивительно, но очень агрессивными могут быть именно те, кто полностью погружен в учебу. Казалось бы, должно быть наоборот, но нет.
Про второгодников и драки в туалетах
В общем, не считая этих двух случаев, все спокойно и все спокойны. Группы какие-то в каждом классе, конечно, есть, но серьезных конфликтов между ними я никогда не замечала.
Но больше всего шансов испортить к себе отношение у тех, кто остается на второй год. У нас в школе такие есть. Еще как-то не стремятся общаться с теми, кто уже в начальной школе вел себя нестандартно, а потом продолжил. Это тоже вызывает негативную реакцию. Больше — у мальчиков. Время от времени случаются какие-то драки в школьных туалетах с парнями из неблагополучных семей, с второгодниками, с теми, у кого есть какие-то особенности. Я не знаю диагнозов, но иногда кажется, что у них не все в порядке. Но драки у нас случаются тоже редко.
Про моду и самых популярных мальчиков
Мода в школе меняется каждые полгода. Есть, конечно, какие-то яркие моменты. Например, года два назад очень модно было слушать K-pop (корейская поп-музыка — прим. «Мосленты»). Конечно, этим болели в основном девочки. Были компании, которые прямо фанатели по корейцам. Они постоянно общались, обсуждали, что там происходит с их любимыми группами. Но я не могу сказать, что это было прямо всеобщее увлечение. Да, заметное, но кого-то вообще обошло.
А сейчас, например, у мальчиков очень модно делать всякие трюки на самокатах, скейтах и великах.
Те, кто этим занимается, постоянно общаются друг с другом, ходят на специальные площадки, на какие-то мероприятия. Они все — из разных классов, даже из разных параллелей. Например, этим увлекается и мой брат, есть еще одноклассник, который постоянно с ними тусуется. И с ними все стремятся общаться. Сейчас эта компания — самые популярные мальчики в школе.
А есть те, кто полностью погружен в учебу. Они и на уроках — в ней, и в свободное время — там же. Но в старших классах даже они начинают постепенно расслабляться и социализироваться.
Про Бузову и тяжелый рок
Сейчас все слушают, что хотят. Никто особо по этому поводу не переживает. Вообще как-то не принято в плане музыки что-то навязывать. Конечно, если люди постоянно проводят время в одной компании, там слушают плюс-минус одно и то же. Но даже если кто-то слушает что-то свое, никто его за это гнобить не будет. Это его личное дело.
Единственное, если в соцсетях у тебя открытый плей-лист, тебя могут подколоть из-за того, что там есть, например, трек Бузовой. Но это, в целом, абсолютно безобидно. Нет в этом какой-то агрессии.
Несколько человек у нас слушает тяжелый рок. Они ходят в соответствующих футболках, что-то говорят про анархию, вместе бывают на каких-то концертах. Ну, всем норм. Никто на это особого внимания не обращает. Это никак не влияет на то, что они со всеми общаются, и все общаются с ними.
Про компании и друзей извне
Развлечения после уроков, видимо, от возраста сильно зависят. В начальной школе, например, мы просто гуляли во дворе. В средней школе народ сейчас любит ездить в торговые центры, сидеть на фудкортах, ходить в кино или даже шашлыки вместе жарить.
А вот в старших классах я уже не вижу, чтобы какие-то компании постоянно проводили время друг с другом. Тут уже как-то все иначе. Ребята просто периодически ходят друг к другу в гости или ездят на дачу.
Правда, есть компании, которые постоянно бывают на каких-то вечеринках и устраивают вписки, где все пьют и ведут себя странно.
Ребята на велосипедах или самокатах — сами по себе. Они чаще на своих площадках отрабатывают какие-то трюки.
А вообще последнее время стало много онлайн-общения. У многих большая часть друзей не из школы, а откуда-то извне, в том числе из других городов.
Про водку на дачах, школьные дискотеки и новую норму
Моя сестра окончила школу чуть больше десяти лет назад. Она еще рассказывала, что на школьные дискотеки постоянно приносили алкоголь, и вообще народ часто курил и выпивал где-то поблизости. Но для нас это уже странно.
Есть некоторые, кто уже с пятого или шестого класса начинают регулярно пить — каждую неделю, раз в две недели. Они могут, например, уехать к кому-то на дачу и там устроить что-нибудь. Помню, как еще в шестом классе приезжали с таких дач ребята и рассказывали, как намешали водку с чем-то и целый вечер это пили.
В основном такие учатся в классах вроде наших универсальных. То ли в их семьях так вообще принято, то ли они просто не могут по-другому контакт со сверстниками выстроить — не знаю. Но это какие-то отдельные компании. Видимо, им просто поговорить на трезвую голову не о чем. Одно точно могу сказать — их мало.
На дискотеки сейчас как-то никто ничего не приносит, и оттуда никого пьяным в ноль не выносят. Вообще, если честно, там как-то тухловато и без этого.
Про первые отношения
Первые разговоры про какие-то отношения начинаются лет в 11 или 12. Все уже рассказывают, что у них есть парни или девушки. Но это все абсолютно несерьезно. Это истории про погулять вместе, сходить в кино или поесть мороженого. Они очень непродолжительны.
Что-то более серьезное начинается уже ближе к старшим и в старших классах. Но никаких неприятностей нет, не считая особых случаев. В каждой школе рано или поздно появляется беременная в 16…
А так отношения как отношения. Нормальные. Да, бывает, после расставания с девушкой парень начинает говорить про нее какую-то чушь. Но это, думаю, от обиды. По крайней мере длится это недолго, да и парней таких тоже как-то мало. Такая практика не распространена особо.
И нет у нас какой-то школьной пары, за которой бы мы наблюдали, как за реалити-шоу: они встречаются, расходятся, потом снова встречаются… Такого нет.
В старших классах учителя на это реагируют спокойно. А что они с этим могут сделать? Но вот в седьмом или восьмом классе было сложнее. Были пары, где кто-то учился в средней школе, а кто-то — уже в старшей. И у них была репутация не лучшая. Учителя это обсуждали, причем не скрывая этих разговоров вообще.
Про учителей, слухи и поцелуи во время уроков
Был случай, когда со мной в классе училась пара ребят из неблагополучной семьи. Ко мне тогда подошла учительница и просто заявила, что запрещает мне с ними общаться. Я выслушала и тут же сказала родителям, что она может и им позвонить по этому поводу. Прекращать общения при этом я не собиралась.
Случаи были и хуже. Про чьих-то родителей сами учителя распускали слухи, что они там все наркоманы и пьяницы. Кому-то из парней про девочку, чтобы он с ней не связывался. Но никто все это особо не слушает. Так что и учителя не так уж часто говорят что-то такое.
Но парочки, которые запираются в туалетах или целуются напоказ прямо на уроке, получают замечания. Правда, им просто говорят, что они могут заниматься чем угодно, но в свободное от школы время. Тут это неуместно. Собственно, так и есть. Когда идешь по школе и видишь, что кто-то зажимается в углу, ощущения странные.
Про видео в соцсетях
Одно время все, что происходит в школе, снимали на фото и на видео, а потом выкладывали в школьную группу. У нас была такая, вроде «Подслушано».
Но уже года два там просто нет новых постов. Как-то ушло это желание все вытаскивать в соцсети. Конечно, если что-то произойдет очень скандальное, это увидят многие. Но какие-то фото и видео будут передавать по личным сообщениям. В общий доступ это запускать как-то уже не принято.
Про последний год
Сегодня я иду в 11 класс. Все, последний год. Я буду скучать по школе, но знаю: есть те, кто будет скучать еще больше. Это ребята, у которых тут сложились какие-то тесные компании, какие-то отношения. Я же буду скучать по нескольким друзьям и учителям. Но знаю: мне никто не может запретить поддерживать с ними отношения и после выпуска.
Сейчас я готовлюсь к поступлению. Кстати, в университете будут и новые люди, и новые правила. Все уже будет как-то по-другому.
Интервью записано и опубликовано с разрешения родителей Олеси