«Звоню Музыченко по ночам, храню Агутина в сердце». Создатель «Дикой мяты» — о рок-н-ролльной дружбе и свободной музыке
О музыкантах, которые выстрелили на «Дикой мяте»
Для многих артистов «Дикая мята» стала стартом успешной карьеры. Но поймите, эти люди стали большими и известными совершенно не оттого, что мы их у себя показали, а оттого, что эти люди — яркие и талантливые. Нам просто повезло их найти. Я люблю говорить, что мы с командой — как золотодобытчики во времена золотой лихорадки. Нам приходится промывать тысячи тонн шлака, чтобы выцепить что-то стоящее и интересное.
Многие популярные сегодня артисты дали свои первые концерты на «Дикой мяте». Например, группа The Hatters, группа «Мгзавреби», «Аффинаж». Я упомянул сейчас своих близких друзей, зная, что они не обидятся. Они знают, с какой любовью я к ним отношусь.
О дружбе с музыкантами и неудобных разговорах
Кстати, с группой The Hatters мы подружились шесть лет назад, начали дружить семьями. Моя жена дружит с женой Юры, мы ездим друг к другу в гости, наши дети дружат. Я слежу за всеми музыкальными новинками, которые они выпускают. Наверное, я предвзят, но мне действительно нравится все, что они делают. Это, по-моему, последняя группа из новоприбывших, которая стала собирать стадионы. Ну, в общем, трогательная и нежная дружба получилась. Учитывая рок-н-ролльность мою и Юры Музыченко, эта дружба добавляет перца в жизни. То он выпьет, звонит мне в три часа ночи, то я ему в четыре утра названиваю. А если уж встретились в московском или питерском пабе — пиши пропало.
А вообще я дружу со многими музыкантами и нередко попадал в ситуацию, когда кому-то из товарищей приходилось вежливо отказывать в выступлении на «Дикой мяте». Это самая ужасная часть моей работы в эмоциональном плане. Приходится бороться с самим собой: с одной стороны — друг, а с другой стороны — фестиваль, который ты продюсируешь. Как продюсер фестиваля ты понимаешь, что эта музыка не женится с концепцией мероприятия или с икебаной уже собранных артистов.
«Дикая мята» — это 70 процентов новой музыки. При этом он второй по посещаемости опен-эйр в стране. Это значит, что люди доверяют нашему выбору и музыкальному вкусу. Вдумайтесь: люди покупают дорогие билеты, даже не зная, кто будет выступать. Если я допускаю артиста до выступления на «Мяте» — это значит, что я его рекомендую. Если мне музыка не нравится, как я могу ее рекомендовать?
Я знаю, что если я залезу в зону компромисса, то назад пути уже не будет. Приходится конфликтовать: кто-то обижается, кто-то вообще прекращает со мной общаться, кто-то начинает гадости в сети писать. Всякое бывает.
О том, как находятся новые артисты
Иногда случаются совсем удивительные истории. Например, существует некая группа Х в провинциальном городе, они только начали работать, сами пока не понимают, как все у них сложится. И какой-нибудь их друг мне пишет: «Знаете, они сами стесняются с вами связаться, но материал достойный. Послушайте». И мы слушаем. И бывает так, что музыка оказывается какая-то невероятная.
Однажды мне написал поклонник группы «Бонд с кнопкой». Я их до этого слышал, отметил себе, что ребята толковые, но отложил почему-то до лучших времен. Тут уже сработала теория двух касаний, я послушал еще раз внимательно и понял, что это невероятно сильно и талантливо! Мы с коллегами сидели до трех часов ночи в нашем полевом офисе, гоняя песни по кругу. К утру уже начали цитатами из их песен разговаривать. Наутро я звоню ребятам, предлагаю выступить. Солист спрашивает: «А какие даты фестиваля?» Я говорю: 16-18 июня. А парень мне отвечает: «Ой, я, наверное, не смогу. У меня экзамены в институте». Сказал ему, что не стоит откладывать шаги в карьере на целый год. Экзамен в крайнем случае можно пересдать, а фестиваль проходит раз в году. В итоге договорились!
Мы с командой круглый год живем и работаем в «Дикая мята кэмп». Тут же каждый выходные проводим концерты в фестивальном клубе. Недавно к нам приезжал выступать Шамиль из группы «Чемодан Гризли». И знаете, он так выступил, так всех нас покорил, что мы ради него поменяли всю концертную программу фестиваля. Поняли, что «Дикая мята 2023» без этого парня — нонсенс.
О том, будет ли «Дикая мята» привозить иностранных артистов
Что касается западных артистов, я считаю, что в нынешнем контексте нет смысла тратить энергию и силы на привоз хоть какого-нибудь иностранца.
Мы же все-таки фестиваль, который никогда не позиционировал себя как пляски вокруг хедлайнера. Нет такого, что приехала группа AC/DC, ну и прицепом еще какие-то непонятные музыканты поиграли. Нет! Мы в первую очередь фестиваль дикорастущей музыки, мы про молодых и талантливых артистов.
Конечно, мы делаем опросы среди зрителей, спрашиваем, кого бы они хотели видеть на сцене из уже известных артистов. Так, чтобы всем полем песни попеть. Но таких артистов у нас не более 20 процентов. Ранее 10 процентов были отведены под привоз иностранных артистов, но, полагаю, в ближайшее время эта квота останется в «домашнем» секторе.
Бороться за то, что мы фестиваль, который несмотря ни на что, кровь из носу, привозит иностранных артистов, я не готов.
О том, как в составе выступающих оказался Агутин
Как к нам попал Агутин? Во-первых, я всегда его горячо и нежно любил. Во-вторых, получилось договориться и подписать контракт. Агутин — это такой музыкант, к которому с уважением относятся абсолютно все. Помню, как 1999-м году я работал на «Нашем радио».
Тогда все понимали, что Агутин — это не только качественное живое исполнение, но и потрясающие мелодии. Насколько я помню, фокус-группы тогда начали говорить: «У него же поп-музыка, а мы тут за рок умрем!» Так он на «Нашем радио» и не прижился, зато прижился в моем сердце.
В свое время у меня так же спрашивали, как у нас оказалась группа IOWA. Как-как? Я ее просто слушал, мне нравилось и нравится до сих пор. Никаких жанровых ограничений на «Дикой мяте» нет.
Ну и главное — мы следим за пожеланиями наших зрителей. Года четыре нам про Агутина писали, просили. Так что его выступлением мы не только свой внутренний гештальт закрываем, но и удовлетворяем просьбу поклонников.
О том, куда пропал фолк
«Дикая мята», как и многие мировые мультижанровые фестивали, начиналась с корневой музыки, с этно-звука, это было 15 лет назад. Тогда фестиваль состоял из пяти выступлений. Сейчас артистов, которые используют в своей музыке корневые традиции, значительно больше. Единственное — добавилось много других жанров.
Для нас самое главное — это выцепить что-то интересное. Интересного нового фолк-звука не так много, а все, что появляется, мы сразу забираем. Например, прекрасный неофолк-коллектив polnalubvi, мы с ним работаем, или Green Apelsin, SATI ETHNICA, Васса Железнов, Нейромонах Феофан. Так что никуда этно-музыка не делась. Фестиваль же растет, но они — по-прежнему важная часть программы.
О шоу-кейсах
Долгие годы «Дикая мята» была интересна артистам также за счет шоу-кейсов. Музыканты знали, что приедут зарубежные продюсеры и дадут им возможность пробиться за пределы России. Теперь ситуация несколько изменилась. Мы всегда ратовали за то, чтобы происходила интеграция российской музыки, но, увы, на ближайшие пару лет эта опция недоступна.
О концепции фестиваля в 2023 году
Каждый год мы закладываем концепцию, вокруг которой и строится весь фестиваль. Все происходит естественным образом, а не высасывается из пальца. То, чем я горю, что меня на данный момент увлекает с головой, — то и становится темой. Когда-то это был искусственный интеллект. Мне безумно нравилась эта концепция, она была создана под впечатлением от книги «iPhuck 10» и «Краткой истории будущего» Харари, где было описано, как искусственный интеллект изменит жизнь на Земле. Меня это настолько поразило! Я этим жил, читал все статьи по этой теме. Я понимал, что хочу донести свои мысли до аудитории через фестиваль.
Сейчас у меня совершенно другие эмоции. В этом году мы хотим показать, чем мы живем прямо сейчас. Что мы делаем? Мы сажаем деревья: посадили яблоневый сад, посадили грушевую аллею. Строим домики, проводим арт-мастер-классы для детей. В общем, все по формуле «дом, дерево, ребенок». Я понимаю, что сейчас то самое время, когда надо заземлиться, погрузить эмоции в конкретные действия. Время созидать, если хотите.
Я сын директора Дарвиновского музея, поэтому люблю приводить биологические примеры. Фламинго, когда им страшно, собираются вместе. Пингвины, когда им страшно, собираются вместе. Когда люди собираются вместе, они тоже чувствуют себя более защищенными. Разумеется, если это люди с примерно одинаковой сферой интересов, находящиеся на одной волне. Вот собираться с такими людьми, обмениваться своей энергией, говорить глаза в глаза, обниматься, находить новых друзей сейчас очень нужно и важно. Этим и будем заниматься.