В главном театре страны сменилась власть. Что стоит за уходом его директора Владимира Урина?
Про путь в Большой театр
Владимир Урин родился в городе Кирове 19 марта 1947 года, но учился в Москве. За его плечами два знаменитых вуза — Ленинградский государственный институт культуры имени Крупской, где в 1971 году он окончил режиссерский факультет, и столичный ГИТИС. Но его Урин окончил значительно позже — в 1985 году.
При этом уже в 1973 году он возглавил Театр юного зрителя в родном городе. На тот момент Урину было всего 26 лет.
Его дальнейшая судьба — путь руководителя в сфере культуры. В начале 80-х Урин переехал в Москву. Следующим местом, где Урин сумел показать себя хорошим управленцем, было Всероссийское театральное общество. Здесь он стал главой кабинета детских и кукольных театров в 1981 году. А шестью годами позже Владимир Урин совмещал уже несколько должностей в Союзе театральных деятелей России. Официально он был секретарем правления, но по факту выполнял обязанности первого заместителя председателя Союза.
Это продолжалось до 1995 года, когда Урина назначили генеральным директором Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Самым значимым событием дальнейших лет стала масштабная реконструкция театра. А в 1997 году Урин стал генеральным директором Международных фестивалей современного танца. Их также проводил Музыкальный театр, но в этом проекте активно участвовали посольства нескольких стран, в числе которых не только европейские государства, но и Канада с США.
В Большой театр Владимир Урин пришел только через 16 лет. Генеральным директором главной сцены страны его назначили 9 июля 2013 года.
Про образование, премию и совет при президенте
Владимир Урин не ограничивал себя исключительно работой генерального директора, пусть даже и Большого театра. Во-первых, он преподает в Школе-студии МХАТ. Здесь он занимает должность заведующего кафедрой экономики и менеджмента исполнительских искусств.
Также Урин стал одним из учредителей самой престижной российской премии в области театрального искусства «Золотая маска».
При этом Владимир Урин постоянно играл важную роль в общественных процессах и взаимодействии деятелей культуры с действующей властью. Так, в 2016 году он был доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу VII созыва. А в ноябре 2018 года указом президента России Урин был включен в новый состав Совета при президенте по культуре и искусству.
Причины увольнения
Как сообщил Forbes, еще 17 ноября директор Большого театра написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя председателя правительства Михаила Мишустина, и эта просьба была удовлетворена.
В пятницу, 1 декабря, музыкальный критик Сергей Буланов разместил на своем Telegram-канале видео, в котором Урин обращается к коллективу Большого театра с прощальным словом и говорит, что 30 ноября был его последний рабочий день
Возможной причиной увольнения Владимира Урина называют его отношение к СВО. По информации Colta.ru 26 февраля 2022 года, Урин в числе других российских деятелей культуры подписал письмо с призывами к остановке спецоперации на территории Украины и к мирным переговорам.
Скандальный балет «Нуреев»
За десять лет, пока Урин руководил Большим театром, главную сцену страны постигли как большие удачи, так и разочарования. Не обошлось и без скандалов.
Так в 2017 году одной из самых резонансных балетных премьер стала постановка «Нуреев», получившая возрастное ограничение 18+. Режиссером и автором либретто балета, который шел в Большом театре пять лет, стал Кирилл Серебренников. Премьеру, запланированную на 11 июля 2017 года, Урин внезапно отменил за три дня до выпуска, и состоялась она только через пять месяцев, 9 и 10 декабря.
На следующий день после премьеры Lenta.ru писала, что скандальный балет Серебренникова «Нуреев» собрал в Большом всю российскую элиту: «Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на "Нуреева" продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков... Партер в кассах не продавался вообще — его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и Ксению Собчак, и Дмитрия Пескова, который назвал спектакль "мировым событием"».
Ожидавшегося скандала ни на премьере, ни на последующих показах не состоялось — все ждали обнажений на сцене, но их не было, вошедшие в постановку слайды с Нуреевым выглядели пристойно, а его роман с датским танцовщиком Эриком Бруном был представлен в спектакле дуэтом, где артисты почти не касались друг друга
Тем не менее в апреле 2023 года Владимир Урин сообщил, что «Нуреев» снят с репертуара.
«Русалка» в постановке Кулябина
Другим ярким событием в жизни ГАБТ, случившимся в годы руководства Урина, стала постановка в марте 2019 года оперы Дворжака «Русалка». В Большом ее раньше не ставили, режиссером спектакля выступил молодой Тимофей Кулябин, и его постановка классической оперы тоже вызвала немало обсуждений. «Известия» писали после премьеры: «...в какой-то момент завороженного зрителя посещает дерзкая мечта: а что, если в этой восхитительной стилистике режиссеру удастся продержаться весь спектакль? Увы, режиссерское и зрительское желания расходятся. Далее в ход идут наркоманы, метросексуалы, наглые охранники, дамы с пониженной социальной ответственностью, униженные мигранты, врачи-садисты, больничные палаты и прочие "приятные" персонажи и объекты».
Большой в пандемию
Во время пандемии, когда во многих театрах заболевали артисты и отменялись спектакли, в Большом выпустили десять премьер, в том числе с западными постановщиками.
В интервью «Российской газете» Владимир Урин объяснил, как этого удалось добиться: «...на репетициях старались до самого последнего момента не собирать коллективы на массовые сцены, то есть организовывали работу так, чтобы минимизировать риск заражения. Но цифра заболевших в театре — около 600 человек — говорит сама за себя. Целый ряд спектаклей был под угрозой срыва. Но только один спектакль мы отменили на Исторической сцене: в начале сезона Ильдар Абдразаков заболел на "Дон Карлосе", где пел вместе с Аней Нетребко и Юсифом Эйвазовым. Несколько спектаклей пришлось отменить на Камерной сцене: там у нас тесное пространство, заболели артисты хора. Но в целом все, что было запланировано в сезоне, мы сделали».
Главной сенсацией того сезона стала премьера в ГАБТ четырех балетов, поставленных зарубежными хореографами, — «Четыре персонажа в поисках сюжета».
Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков выступали в текущем репертуаре театра. На сцену Большого выходили Оксана Дыка, Эрвин Шротт, Хавьер Камарена и многие другие.
Некоторые громкие события сезона тогда пришлось перенести. Запланированные на март 2020 года мировые премьеры одноактных балетов «Танцемания», Made in Bolshoi и «Времена года» несколько раз переносились из-за пандемии и состоялись лишь в июле 2022-го.
Про скандалы в соцсетях
Однако не все зрители были доброжелательны к постановкам пандемийного сезона. В октябре 2020 года скандал разразился вокруг видео, снятых Анной Нетребко в Большом и выложенных в сеть. В ГАБТ тогда давали оперу «Манон Леско», где главную партию исполнял супруг певицы Юсиф Эйвазов. Реакция подписчиков Нетребко на видео со спектакля была жесткой. Многих из них процитировала «Комсомольская правда»:
«Россияне делятся впечатлениями от скандальной постановки и недоумевают, зачем "в главном театре страны показывают извращения и бесстыдства". "И это в Большом?!", "Это точно Большой театр?", "Совсем уже деградировали!", "В Большом показали бесстыдство. Дожили", "Боже и что это было? Кошмар", "Что за извращения?" — пишут фолловеры»
Постановка действительно оказалась крайне непривычной для российской публики. Отдельно зрители отметили появление на сцене культуриста, голой женщины, яркие и вызывающие костюмы и неожиданные режиссерские решения. Впрочем, музыку великого Пуччини не способно испортить ничто.
Давка в очереди на «Щелкунчика»
Последняя вспышка скандалов вокруг Большого пришлась на ноябрь этого года, когда стало известно о давке в очереди в кассу ГАБТ за билетами на балет «Щелкунчик». Традиционно его показывают на сцене Большого перед Новым годом и в первой половине января. В 2023 году премьера «Щелкунчика» состоится 23 декабря. Заявленная стоимость билетов составила от полутора до 20 тысяч рублей. Однако еще с конца октября перекупщики стали предлагать места в очередь за билетами на спектакль по 15 тысяч рублей.
Читайте также
10 ноября к зданию приехали сотрудники ОМОН, машина реанимации и скорая помощь. По информации «Известий», две девушки пострадали, когда было объявлено, что билетов на всех не хватит, и очередь стихийно двинулась вперед. В очереди стояли порядка 400 человек, первые из них занимали свои места еще восьмого ноября.
Про нового директора Большого театра
Как сообщает РБК, новым директором Большого театра стал дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Распоряжение об этом подписал Михаил Мишустин.
Можно сказать, что для дирижера это своего рода возвращение в родной город, ведь именно в Москве он родился 2 мая 1953 года. Но свое детство Гергиев провел во Владикавказе, а затем прочно связал свою жизнь с Петербургом — окончил Ленинградскую консерваторию, уже в 1977 году пришел в Мариинский (ранее — Кировский) театр.
Валерий Гергиев считается самым известным российским дирижером в мире. За его плечами многолетние сотрудничество с нью-йоркскими Метрополитен-опера и Карнеги-холл, а также Роттердамским филармоническим оркестром. Он был главным дирижером Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров, работал с миланским театром Ла Скала, Венским симфоническим оркестром. С последними пришлось расстаться в 2022 году в силу международной ситуации.
Также Валерий Гергиев известен как создатель многочисленных фестивалей классической музыки. Ему принадлежит идея проведения фестивалей имени Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, а также Московского пасхального фестиваля. И это далеко не полный список.
С 2018 года Валерий Гергиев также входит в Совет по культуре и искусству при президенте России.