«Все мы боимся нейросетей». Актер дубляжа — о работе на студиях, проблемах на съемках, супергероях и Москве
Про отличный вариант
Я с детства часто появлялся в театре. Там работали мои родители, а оставить меня было не с кем. Но в театральный вуз я не собирался. Сразу после школы пошел получать среднеспециальное — на менеджмент и маркетинг.
Но когда встал вопрос о «вышке», появилась возможность попробовать поступить в Высшее театральное училище имени Щепкина. И я подумал: почему нет? Так что впервые в Москву я переехал в 2009 году, став студентом столичной Щепки.
Про кураж и «Азбуку вкуса»
Если сравнить Ижевск с Москвой, то тут темп мощнее раз в десять. Конечно, первое время я боялся, но и какой-то кураж словил. Уже тогда понял: я останусь здесь.
Главное — у меня было чем заняться и была крыша над головой. Нам даже платили стипендию. Правда, стипендия отличника в Щепке — слезы, точнее 1300 рублей в месяц.
Помню, прямо напротив общаги была «Азбука вкуса». Я просто обалдел тогда от цен, потому что какая-то мелочь, которая обычно стоит рублей 50, там могла продаваться и за 500, и за 800, и за 1000. Тогда это производило сильное впечатление.
Про то, как надо уметь вертеться
На стипендию было не выжить, но я работы не боялся. Всю жизнь работал, лет с 7 или 8. Я тогда, в детстве, из дома стащил рублей 15 и просадил их в компьютерном клубе. Было ужасно стыдно. И я тогда бутылки собирать пошел, чтобы деньги вернуть. Потом уже и листовки раздавал, и приходил на дискотеки — участвовал там в конкурсах, где разыгрывали билеты на концерты, а потом их перепродавал, мыл машины…
Уже в Щепке я подрабатывал, замещая звукорежиссера. Платили за это тысячи две. И вот со стипендией получалось 3300 рублей. Бешеные деньги…
Еще мы студентами подрабатывали в ресторане на Тверской — приходили после занятий к полуночи, торчали там до пяти утра, спали часа два-три и шли на пары, чтобы спать уже там. Месяца два выдержали.
Еще одним способом заработать были для нас большие ночные показы в кинотеатре «Художественный». Там проходили разные «ночи» — «Ночь Девида Финчера», «Ночь "Звездных войн"» и другие. Мы работали актерами — между фильмами что-то разыгрывали. Зарабатывали за ночь 2500 или даже 3000 рублей. Было весело.
Про Бориса Клюева и озвучку
После дипломного спектакля появилась возможность пообщаться с Борисом Владимировичем Клюевым (актер театра, кино и озвучивания, наиболее известный по роли графа Рошфора в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» — прим. «Мосленты»). Он был у нас на защите. Мы поговорили, и он позвонил Ярославе Георгиевне Турылевой (российский режиссер дубляжа, работавшая над картинами «Список Шиндлера», «Пятый элемент», мультфильмами «Князь Владимир», «Шрек» и другими — прим. «Мосленты»). Так я попал на студию «Пифагор». В 2012 году мы писали там фильм «Морской бой».
Конечно, я там потерялся. Для начала, выяснилось, что у меня жуткий говор, а еще, скажем так, множество объектов во рту, которые очень мешали говорить. Но все же меня звали. Я с разными режиссерами писал там и фильмы, и сериалы, и игры.
Про Ижевск, родителей и возвращение в Москву
Но после Щепки я вернулся домой. Там меня ждала девушка, с которой у нас были отношения целых шесть лет. Я даже сделал ей предложение, но... свадьба так и не состоялась.
Дома я некоторое время проработал в театре, потом вел и снимал свадьбы, корпоративы, в общем занимался какой-то чушью, для которой не требовалось образования.
Моя мама окончила ГИТИС, а папа — ВТУ имени Щепкина, как и я. Они тогда сказали мне: «Никит, ты ради этого учился? Чтобы в Ижевске остаться?»
И я снова уехал в Москву, поступил в магистратуру и начал работать везде, где только мог. Помимо прочего, успел посниматься в сериалах «Универ», «Зайцев +1» и подобных проектах.
Про то, как актеры ищут работу
Здесь самое важное — найти других актеров, которые уже где-то снимаются, или агентов. Они дадут тебе информацию о разных проектах, где ты можешь пригодиться.
Еще один вариант — обратиться в агентства, чтобы тебя внесли в базы. Туда нужно прийти, хорошо отсняться, показать себя. И тебя могут приглашать на съемки сериалов, за которые платят по 5-6 тысяч. Но это хоть какой-то опыт.
Агенты работают с кастинг-директорами различных проектов — закидывают им информацию об актерах, подходящих по типажу.
Но я ушел в озвучку. Именно от этой работы я начал получать удовольствие, а еще — хорошие деньги. А что еще мужчине надо? Стабильный заработок и востребованность — это очень важно. Мужчина без работы — не мужчина.
Про работу актера дубляжа
В этом деле агент уже совершенно ни при чем. Ты сам знакомишься с людьми. И самое главное — найти, где ты будешь работать много, пусть даже за небольшие деньги. Пока пишешь какие-то документальные вещи, закадры, сериалы, нарабатываешь опыт, учишься чистой речи, четкому попаданию в тайм-коды и эмоции героев.
Важно, чтобы режиссеры и коллеги видели: ты адекватный, с тобой можно разговаривать, ты не опаздываешь, нормально себя ведешь. Им с тобой, возможно, полгода сериал писать. Они должны быть уверены, что все будет окей, ты не сорвешь с реала
Это очень ремесленная профессия. Все должно быть чисто, четко. Иногда что-то не получается, но я стараюсь этому отдаваться, потому что очень люблю свое дело. Сколько бы главных ролей я ни записал, все равно хочу больше и больше.
Про мутные съемки и стабильность
В озвучке все предельно ясно. Есть персонаж, его внешность и звучание голоса, и есть артист, который ему подходит. И если при этом у него чистая речь, он не тормозит, у него прокачанное актерское нутро, он работает. Без вариантов.
Эта история намного стабильнее, чем съемки, которые сегодня есть, а завтра нет. Там очень часто огромную роль играют знакомства и связи. Все, мягко говоря, гораздо запутаннее. Подлизываться нужно постоянно. А это не мое. Не могу я делать вид, что человек мне нравится, если это не так. У меня на лице сразу все написано.
Сейчас я все же периодически снимаюсь. У меня есть очень хороший агент, ее зовут Марина. Но я сфокусирован на озвучке. И мне это очень нравится.
Про странных режиссеров
Больше всего меня расстраивало, когда я приходил на запись, а режиссеру просто наплевать на все. Очень редко, но такое бывало. Человек мог быть вообще не в материале.
В итоге получалась очень неприятная история, когда с тобой начинали перебирать персонажей, на ходу давать какие-то роли, а потом: «Ой, не подходит. Давай вот этого попробуем?» Ты смотришь на человека и думаешь: ты кино вообще смотрел? Ты же должен сесть, разметить всех персонажей, быть готовым.
Я никогда дверьми не хлопал. Не люблю конфликты, скандалы, интриги и расследования. Просто я дорабатывал и больше не приходил.
Про деньги
Были разные месяцы, но в среднем получается заработать около 100 тысяч. Когда у тебя есть крупные проекты и большие роли, сумма может серьезно возрасти.
Но я еще веду свои каналы на YouTube и в Telegram — снимаю ролики, выкладываю, набираю аудиторию. Также сотрудничаю со студией, озвучивающей компьютерные игры, — приглашаю артистов и организую весь процесс. И еще веду стримы.
Я такой человек — стараюсь, чтобы каждому, кто ко мне пришел, было комфортно. Так что люди приходят на стримы расслабиться. И они что-то донатят. За это я испытываю огромную благодарность. Если у людей есть искреннее желание что-то отдать мне, я это принимаю и стараюсь потом вернуть еще больше в моей работе.
Про семью и любовь
На квартиру в Москве я пока не заработал, зато исполнил свою давнюю мечту. Когда-то в детстве мы замерзли с родителями в «Москвиче». На улице было градусов 30 ниже нуля. Я тогда сказал отцу, что вырасту и куплю им нормальную машину. И я это сделал.
Мы сейчас видимся не так часто, как хотелось бы. Конечно, это сложно. Я скучаю по ним. Я вообще очень люблю свою семью и бесконечно благодарен ей за все, что у меня есть.
Про любимых персонажей
В последнее время мои любимые персонажи — оправданные антагонисты вроде Таноса в «Войне бесконечности».
Конечно, Шан-Чи из вселенной Marvel (фильм «Шан-Чи и легенда десяти колец» вышел в прокат в 2021 году — прим. «Мосленты») стал для меня сбывшейся мечтой.
Но у меня не было ощущения: я озвучил Шан-Чи — все, я прошел игру! Нет, я почувствовал еще большую ответственность
Флэш (главный герой одноименного фильма на основе комиксов DC Comics, вышедшего в 2023 году — прим. «Мосленты») — отдельная история. Он два с половиной часа говорит на экране с самим собой. Мы писали эту роль 30 часов. Получилась достойная работа.
Если говорить о персонажах аниме, то без Доумы из сериала «Клинок, рассекающий демонов» никуда. Он оказался очень похож на одну часть меня — игривый, любящий женщин. А с другой стороны, в том же сериале я озвучивал персонажа по имени Ериичи, всегда выступающего за справедливость, честь и отвагу. И это тоже часть меня.
А сейчас мне очень нравится герой сериала Nier-Automata 1.1A Адам, андроид, который хотел стать человеком. Очень мощный и интересный персонаж, безумный, но оправданно безумный. Его интересно играть.
Про Хаяо Миядзаки и страхи актеров дубляжа
Несмотря на все, что сейчас происходит в мире, работы у нас стало больше. Просто исчезла монополия. Раньше все большие проекты уходили на «Пифагор» или «Мосфильм». А теперь есть множество озвучек, и все — разные.
Так, например, мы со «Студийной бандой» официально писали новый фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Также его дублирует студия Горького.
Мы работаем. И все боимся нейросетей, но стараемся особо об этом не думать. Можем ли мы что-то сделать с ними? Не знаю, но, если будет какая-то идея, я бы поддержал.
Про подписчиков
Я постоянно общаюсь со своими подписчиками. Это совсем не сложно даже при таком плотном графике. У нас очень дружная компания.
Наш чатик в Telegram называется «Аминокотики». У этого названия забавная история. Я купил шампунь, в котором есть вещества — антимикотики. И как-то я про него рассказывал и ошибся, когда читал это название. И все. Теперь в честь этой оговорки назван наш чат.
Про Москву и хинкальную
Я нисколько не устал от Москвы. Наоборот, мне хочется поискать здесь еще что-то новое, в том числе в работе с голосом, может, рекламу озвучивать или постоянно писать что-то для телеканалов.
В этом городе у меня есть два любимых места. И первое — хинкальная неподалеку от моего дома в Сокольниках
Там я часто бываю, в том числе с друзьями и подписчиками моего канала. Это очень уютно, вкусно и без пафоса.
А второе — ресторан Sempre на Большой Дмитровке. Но он — для особых случаев. Очень стильное место.
Но больше я все равно люблю хинкальную. Всегда лучше оказаться в каком-то простом месте с по-настоящему близкими людьми, чтобы было легко и радостно. Простые люди, простая еда и простое счастье — только это и важно. Вот и все.